«Как-то не очень в городе с общественным транспортом», — подумали
херсонские депутаты и решили выделить КП «Херсонэлектротранс» 14 млн.
грн. на покупку бэушных троллейбусов. Брать новые или подержанные особо
не спорили. Не до жиру. И вот, состоялась закупка 12-ти троллейбусов по
новомодной системе Prozorro. Оказалось, что система-то тоже не очень.
Сыроватая. Дороговато вышло.
Встал вопрос, отказываться от
заключения договора с поставщиком, что чревато его претензиями в суде,
или же попробовать договориться с ним о снижении цены и заключить
дополнительный договор об этом. Поговорили, обсудили, договорились, что
цена будет ниже, преференции разные получили. В общем, достигли
консенсуса и подписали договор.
В итоге руководитель КП
«Херсонэлектротранс» Егор Устинов победно отрапортовал, что уже в
декабре на линию выйдут дополнительные 12 троллейбусов. Такова
предыстория.
Настоящая
история начинает разворачиваться сейчас, и то, что удалось выяснить, не
позволяет разделить оптимизма Устинова. Причиной этому то
обстоятельство, что Госказначейство отказалось перечислять деньги
поставщику троллейбусов и указало причины: «- в реестре бюджетных
обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств от
21.10.2016 года №60 в поле «Примечание» отсутствует информация о дате и
номере отчета о результатах проведения процедуры закупок; — в
электронной системе закупок Prozorro невозможно пересмотреть
дополнительное соглашение № 1 от 19.10.2016 г. в связи с ее отсутствием,
в наличии только уведомление о внесении изменений в договор, что делает
невозможной проверку предоставленного дополнительного соглашения; — в
п.п. 7.4 договора есть ссылка на п.п. 6.3.5., которая не содержится в
договоре, но отсутствует ссылка на п.п. 4.2. об осуществлении авансовых
платежей и сроков их погашения». И итог: «Вышеуказанные недостатки не
дают возможности зарегистрировать бюджетные обязательства и подлежат
устранению».
Если покопаться в законодательстве, то можно прийти к выводу, что
Госказначейство несколько погорячилось. Первая часть претензий выглядит
надуманной. С
введением в действие системы Prozorro в законодательстве уже не идет
речь о таком понятии как «отчет». Вторая часть тоже странная.
В системе Prozorro отсутствует возможность изменить условия договора.
Можно вместе с договором представить дополнительный договор. В истории с
закупкой троллейбусов в дополнительном договоре речь идет о снижении
цены и дополнительных «плюшках». Троллейбусники не предоставили
дополнительный договор вместе с основным? Слабо верится. Неужто в самом
казначействе потеряли? Не верится. Серьезная вроде бы организация.
Третья претензия. Эта уже реальная, но несерьезная. Похоже, что печатая
документ, цифру перепутали. Исправить – минутное дело. Ответ кроется в
продолжении письма Госказначейства. В нем упоминается еще более
серьезная организация, давшая указание Госказначейству: «Доводим до
Вашего сведения, что в соответствии с письмом Управления Службы
безопасности Украины в Херсонской области от 20.10.2016 №71/22/3-7811 «О
недопущении вреда государственной безопасности» с целью недопущения
причинения вреда государственной безопасности в экономической сфере
управлением Казначейства временно приостановлены финансовые операции по
расчету ГКП «Херсонэлектротранс» на адрес ООО «Торговый дом «Литан»».
Тут троллейбусная история приобретает еще более странный оборот. Дело в
том, что Бюджетный кодекс и приказ Минфина с длинным названием содержат
исчерпывающий список оснований, по которым финансовые операции могут
быть приостановлены. И такого основания, как письмо СБУ, в нем нет.
Возникает вполне закономерный вопрос: почему, для чего и кому это надо?
Давайте попробуем сопоставить факты. Следите за руками, то есть за
датами. Итак, 29 сентября был проведен тендер по закупке троллейбусов.
Выиграла его фирма «Литан», предлагающая поставить 12 машин за 13 347
720 грн. 18 октября состоялось заседание с участием поставщика и
представителей мэрии Херсона. На нем была достигнута договоренность о
ряде преференций, делающих покупку троллейбусов для Херсона более
выгодной. Несколько позже из сообщения руководителя КП
«Херсонэлектротранс» Егора Устинова становится известно, что с
поставщиком достигнуто соглашение о снижении цены закупки до 12 924 000
грн. и расширении перечня преференций. В тот же день, 18 октября,
секретарь горсовета Елена Урсуленко на заседании заявила, что имеет
особое мнение и оформит его письменно. Если верить дате, указанной в
документе, то особое мнение составлено также 18 октября. В нем Урсуленко
пишет: «Считаю что в данный момент приобретение троллейбусов 90-х годов
минувшего столетия является нецелесообразным», — и приводит целый
перечень, как ей кажется, весомых аргументов. Следим за руками
внимательней. 20 октября на сессии горсовета представитель фракции
«Оппоблока» Станислав Лысюк заявляет требование отставки Елены Урсуленко
с поста секретаря горсовета. Этим же числом, то есть 20 октября,
датировано и письмо УСБУ в Госказначейство с требованием приостановить
финансовые операции по расчету КП «Херсонэлектротранс» с «Торговым домом
«Литан» «для недопущения вреда государственной безопасности».
21 октября, через день после сессии, на которой прозвучало требование ее
отставки, особое мнение Урсуленко зарегистрировано в канцелярии мэрии. А
теперь попробуем сложить два плюс два. Конечно же, в виде версии. Итак,
самолюбие Елены Урсуленко, вне всяких сомнений, уязвлено. Пост
секретаря горсовета она без боя сдавать не собирается. Она встречается с
представителем УСБУ и просит помощи. В результате рождается письмо
безопасников в Госказначейство. Инициатор отставки – фракция
«Оппоблока». Как можно на нее воздействовать? Наиболее действенное
средство – старый добрый админресурс. Для его использования есть две
кандидатуры. Это Артем Кияновский, который директорствует в коммунальной
Школе гуманитарного труда. Но школа – это собственность облсовета, а в
нем «Оппоблок» поддержал свержение с поста председателя ее однопартийца
по БПП «Солидарность» Путилова и воцарение «тимошенковца» Мангера.
Мангер вряд ли пойдет навстречу политической противнице и станет давить
на Кияновского.
Еще одна кандидатура для давления – Егор Устинов.
Он депутат горсовета, глава фракции «Оппоблока» и руководитель
городского, а не областного, коммунального предприятия
«Херсонэлектротранс». Чем давить? Конечно же, троллейбусами. Получается,
что вся история с СБУ, Госказначейством, приостановленным платежом –
всего лишь результат банальных политических амбиций Елены Урсуленко и не
имеет ничего общего с закупкой троллейбусов как таковых. Рычаг, способ
давления на оппонента. Логично? Вполне. Правдоподобно? Вне всяких
сомнений. Ничего личного, просто политика. А она, как известно, штука
грязная.
Кстати, прошел слух, что с подачи УСБУ прокуратура уже
зарегистрировала в единый реестр досудебных расследований материал по
закупке троллейбусов. По какой статье и с какой аргументацией, думается,
скоро станет известно. И конечно же, СБУ, как всегда, никоим образом не
занимается политическим лоббированием. Как вы могли такое подумать? А
вот теперь перейдем к тому, что будет. На этот раз уже без всяких
версий.
Первое, чего следует ожидать – это бурного восторга политических
противников Егора Устинова. Ага! Уголовное дело! Мы же говорили, дыма
без огня не бывает! И тому подобное. Тут их постигнет разочарование.
Во-первых, выяснится, что производство зарегистрировано по какому-нибудь
факту, а не в отношении лица. Во-вторых, уже несколько лет по новому
Уголовному процессуальному кодексу регистрируют все подряд. В-третьих,
следствие протаскает материалы максимум до конца года, а потом прекратит
производство по причине его мертворожденности.
Все это время, то есть
до конца года, Госказначейство не будет оплачивать договор на поставку
троллейбусов, в результате в этом году они в Херсоне так и не появятся.
Вопрос об их покупке неминуемо встанет снова, но тендер возможно будет
провести, если подсуетиться, не ранее января года следующего.
Рассчитывать, что доллары и евро подешевеют, а машины из Евросоюза
закупаются именно за валюту, вряд ли стоит. Вот, подорожают – да.
Соответственно, троллейбусы обойдутся дороже. Это значит, что
политические амбиции Елены Урсуленко будут оплачены из бюджета Херсона,
то есть деньгами его жителей. Но это не единственная проблема, вернее
трата. С вероятностью 99,99% выигравший тендер поставщик троллейбусов
обратится в суд и будет требовать выполнения договора, а может быть и
возмещение убытков. Суд он выиграет уже с вероятностью в 100%. И платить
за это будет вовсе не Елена Урсуленко, а бюджет города.