Отдел образования, культуры и спорта Юбилейного сельского совета Алёшковского района Херсонской области закупает школьный автобус ожидаемой стоимостью 1 850 000 грн. Но чиновники постарались не допустить справедливой конкуренции на торгах.
В технических требованиях определены габаритные размеры автобуса в миллиметрах – не более 8550 в длину, 2300 в ширину и 2900 в высоту. Однако возможные участники отметили, что в стандарте закупки ДСТУ 7013: 2009 «Автобус специализированный для перевозки школьников. Технические требования» отсутствуют настолько точные определения габаритных размеров автобусов.
Таким условиям действительно отвечает продукция более чем одного производителя, а именно АТ «Черкасский автобус» – торговая марка «Ataman» (8515 х 2300 х 2855 мм) и АК «Богдан Моторс» – ТМ «Богдан» (8210 х 2300 х 2700 мм). Однако почему техусловия однозначно отсекают поставщиков школьных автобусов ООО «Черниговский автозавод» марки «Эталон», имеющих ширину 2342 мм и высоту 2978 мм? Эти автобусы соответствуют всем установленным в Украине стандартам. Дополнительные 42 мм ширины и 78 мм высоты автобуса не имеют никакого обоснованного влияния на его функционал, эксплуатацию и обслуживание.
Однако тендерные чиновники подготовили объяснение. По их словам, на маршруте, который является оптимальным, предусмотрено ограничение высоты проезда на определенных участках. В случае приобретения автобуса большей высоты маршрут придется менять, что приведет к чрезмерным тратам горючего и времени. Кроме этого, указанные габаритные размеры расширят возможность обслуживания транспорта на различных специализированных СТО и позволят хранить автобусы в гаражном помещении ближе всего к месту эксплуатации.
Господа чиновники, неужели вы действительно обмерили все сооружения, от мостов до помещений СТО и гаражей, и выяснили, что 4,2 см ширины и 7,8 см высоты уже не позволят автобусам там пройти? Скорее, мы видим пример искусственного ограничения конкуренции под надуманным предлогом.
Еще одно дискриминационное требование – от участников требуют наличия авторизованного производителем гарантийно-сервисного центра (СТО), расположенного в Херсоне или Херсонской области. Таким образом также ограничивается число потенциальных участников – в закупке не смогут принять участие компании, которые ведут исключительно торговлю транспортными средствами и не осуществляют гарантийное обслуживание.
С точки зрения экономии бюджетных средств не имеет смысла искусственно ограничивать конкуренцию, тем более, что на рынке сертифицированных школьных автобусов и так немного предложений. Но с точки зрения чиновников, видимо, все выглядит иначе.
В тендере, в частности, имело намерение принять участие ООО «ТД «Эталон Авто».