Наталья Бардачова, по ее собственным словам, – экозависима. И одна из тех, кто пользуется услугами сортировочного центра в Херсоне, который открыли не так давно.
Мы решили побеседовать с Натальей и узнать, собственно, как она пришла к осознанному потреблению и каков ее опыт в этом деле.
– Расскажите немного нашим читателям о себе и о вашем эко-пути – назовем это так.
– Я работаю HR-специалистом (human recources – служба персонала, – ред.) в крупной логистической компании Херсона. В конце прошлого года в мою голову пришла идея, что неплохо было бы установить на предприятии емкость для забора использованных батареек. У меня никогда не поднималась рука бросить их просто в помойку, и за несколько лет в ящике собрался довольно объемный пакет этого “хлама”.
«Углубление» в тему придало мне седины на висках. Оказалось, что в Украине с этим беда. Смотрите сами: нет завода по переработке батареек, ближайший такой завод – в Румынии. Плюс, само по себе это мероприятие достаточно дорогое.
Дальше было много разного – первые попытки сортировки, первый стыд за грязные пакеты и неправильно подготовленные тетрапаки, первые эко-альтернативы в быту, первое участие в конференции по экологическим проблемам Черного моря – ну и так далее.
– Давайте поговорим более предметно именно про сортировку мусора – как давно вы этим занимаетесь и как вы к этому пришли?
– Начало 2020 года стало началом моей осознанной деятельности. Как я уже говорила, старт ей дали батарейки, которых у меня накопилось очень много на рабочем месте. Я начала продавать собственнику нашей компании идею о том, что, мол, давайте поставим что-то такое, чтобы батарейки можно было бы сдавать, а не выбрасывать.
Собственник отнесся к этому плюс-минус нормально, но захотел видеть какие-то реальные предложения от компаний, которые этим занимаются непосредственно. Я начала мониторить такие компании, вышла на Олю Машкову (глава ОО “Экологические новости”, совладелица брокерского агентства ecoquality.ua, – ред.), а через нее на одесских ребят, которые этим занимались.
Оказалось, что утилизация платная, есть нюансы, есть затратная часть.
В общем, суть в том, что в нашей компании мы емкость так и не установили. Но вот знакомство Олей (Машковой, – ред.) дало старт тому, что я начала принимать участие в акциях по совместной отправке вторсырья.
Помню, как я впервые принесла тетрапаки на переработку – они были не вымыты, не высушены (смеется – ред.), из них что-то выливалось – я не знала всех этих моментов, мне было очень стыдно. Таким образом, начала я с обычных пакетов-«маечек» и тетрапаков.
Постепенно ассортимент расширялся – добавлялись пластик, «шуршунчики» (полиэтиленовые пакеты, – ред.).
Ну и плюс – я по-настоящему начала задумываться о том, что я на входе заношу в свое жилье, начала искать различные эко-альтернативы. Открытием, например, для меня стали твердый шампунь и менструальная чаша – эти вещи реально избавляют тебя от темы отходов. И конечно я начала обращать внимание на то, в какой упаковке я покупаю товар.
– В июне в Херсоне открыли первый сортировочный центр «Грин Лайн СВ». Расскажите, пожалуйста, о своем знакомстве с ним.
– Мы ждали открытия такого центра всей командой одного движения, занимающегося разработкой эко-товаров и эко-услуг, другом которого я себя сейчас называю. Я видела, как девчонки из этого сообщества выгорали, потому что большинство эко-инициатив они делали на волонтерских условиях – я им всегда оставляла чаевые, им было сложно, людей добавилось, добавилось работы соответственно – они все делали вручную.
Поэтому когда открывался сортировочный центр, мы все хлопали в ладоши – круто, что там так много фракций (емкость для приема мусора, – ред.).
Центр – без преувеличения – открыл больше возможностей для людей.
– Поделитесь с нашими читателями: как вообще происходит процесс сортировки мусора в таком центре?
– Я себя уже приучила к тому, что я готовлю вторсырье к сдаче. То есть, если это тетрапаки и пакеты-«маечки» – то они уже вымытые и сухие. Собираю это все, потом привожу в центр, там мне всегда помогает менеджер разбирать это по фракциям – там больше их 50. Ребята всегда помогают, потому сам процесс сдачи занимает буквально минут 10. И минут 10 на обнимашки с ребятами в центре.
Тот мусор, который идет на сжигание – его я собираю дольше, чтобы было более объемно. Потом его ребята пакуют в отдельные пакеты и готовят на передачу на завод.
– Вещи, о которых вы говорите – это, в первую очередь, про осознанность. Как вы думаете, с чего она начинается?
– Есть вот какая штука: когда ты начинаешь брать ответственность в этом плане или в каком-то другом – ты начинаешь ее брать не только за себя, но и за своих родных и близких. И происходит некое выгорание – я прошла этот путь.
Вот я, например, мусор сортирую, а в моей семье к этому относятся ну так себе. И ты пытаешься их строить, рассказывать им всякие вещи. А важно просто понять: ты можешь повлиять только на то, на что ты можешь повлиять. Иными словами, ты можешь сортировать мусор за собой, но ты не обязан отвечать за поступки других людей – это их личный выбор. Но собственным примером ты можешь их вдохновить на что угодно.
– И давайте в завершение о том, для чего это нужно делать – сортировать мусор?
Наш дом – это не только наша квартира, условно говоря. Наш дом – это вся планета. Я думаю, такое мышление – мышление своего рода «собственника» планеты поможет нам сосуществовать с ней в мире долгие годы.
Напомним, что сортировочный центр ТОВ GREE LINE SV назодится на улице Робочей 64б.
Связаться по любым вопросам можно по телефону: (098) 981 71 53
Партнерский материал