Херсонские СМИ поверхностны, ленивы, но оперативны. К такому выводу можно прийти, проанализировав результаты мониторинга местных СМИ в рамках проекта “Строим мосты” от “Института массовой информации”.
В течение 22 февраля – 6 марта в ходе мониторинга мы проанализировали контент двух газет, телеканалов и информационных сайтов. Это вторая волна мониторинга, которая поможет сравнить результаты двух исследований. Следует отметить, что первая волна мониторинга выпала на период между первым и вторым туром выборов Херсонского городского головы и подсчёта результатов выборов в местные советы. Поэтому некоторые показатели будут кардинально отличаться.
Телевидение
В качестве объекта мониторинга мы выбрали два самых популярных телеканала области: государственную «Скифию» и частный «ВТВ+». Предметом исследования были вечерние выпуски новостей.
Сразу оговорим, что наибольшее соотношение местных новостей из общего количества мы увидели именно на телевидении. На телеканале «Скифия» за период мониторинга вышло 96,6% новостных сюжетов на местную тематику, а на ВТВ+ 80%. При этом, в выпусках новостей нами было зафиксировано всего 3 случая выхода сюжетов с явными признаками «джинсы». Два сюжета вышло на «Скифии» и один на «ВТВ+». Все три сюжета были посвящены деятельности депутатов городского совета.
При этом, на государственной «Скифии» отсутствует паркет, тогда как «ВТВ+» прибегает к готовым материалам от различных ведомств (полиция, МЧС и т.д.). Таких материалов у них за время мониторинга было зафиксировано 16,6%. Как правило, это выглядит как зачитывание официального пресс-релиза ведомства на фоне фото и видеоматериалов, полученных также от пресс-служб.
Вопросам ЖКХ телеканалы посвятили так же разное количество эфирного времени. В эфире «ВТВ+» только 4,16% сюжетов на эту тематику, тогда на «Скифии» – 17,25%.
Отметим, что во время мониторинга в ноябре 2015 года этот показатель был на уровне 10,81% для «Скифии» и 6,89% для «ВТВ+», хотя в тот момент начинался отопительный сезон, и все сюжеты были посвящены этому событию. Сейчас же журналисты чаще поднимают вопросы благоустройства и качества услуг ЖЭКов.
Неожиданно большой процент от всех сюжетов составили материалы о местном активизме. Сюжеты о волонтёрах, общественниках на «Скифии» составили 27,6%, а на «ВТВ+» – 16,6%. В ноябре этот показатель был на уровне 2,7% и 3,44% соответственно. Это связано со временем проведения исследований. В ноябре 2015 года херсонские журналисты больше внимания посвящали прошедшим выборам в городской и областной советы, а также предстоящему второму туру выборов Херсонского городского головы, тогда как конец февраля – начало марта 2016 года в Херсоне были бедны на события.
Что касается деятельности органов местной власти, то сюжеты о них на телевидении заняли почти треть времени на государственной «Скифии» и 1/6 на «ВТВ+». В ноябре 2015 года этот показатель был примерно на том же уровне.
80% сюжетов о власти на местном ТВ оценивали ее деятельность нейтрально. Как правило, это небольшие репортажи о том, что сказал чиновник, где он побывал и что планирует дальше делать. В ноябре 2015 года это показатель был ниже: 62,5% у «Скифии» и 66,67% у «ВТВ+». Позитивную оценку власти в 20% сюжетов дала только «Скифия», а «ВТВ+», в свою очередь, показал такое же количество критики власти.
С точки зрения сбалансированности, государственный канал показал значительный рост, а частный стабильность. Новости на «Скифии» в 93,33% сюжетов сбалансированы. Как правило, тут либо подают две точки зрения, либо дают комментарий эксперта по теме. В ноябре этот показатель был на уровне 51,35%, что, по нашему мнению, связано с избирательным процессом.
У «ВТВ+» сбалансированных сюжетов оказалось 66,67%, а в ноябре этот показатель был 65,52%.Показатель отделения фактов от комментариев у телеканалов остался на достаточно высоком уровне. У «Скифии» 86,67% в феврале-марте, при 89,19% в ноябре. У «ВТВ+» заметен рост на 20%. В исследуемый период он составил 79,17%, при 58,62% в ноябре.
Похожая ситуация с критерием достоверности. У «Скифии» этот показатель составил 80%, а у «ВТВ+» 91,67%. В ноябре этот показатель был 81,08% и 93,10%, соответственно.
Газеты
Как и в первой волне мониторинга, в этот раз мы исследовали материалы двух самых популярных в городе газет – «Гривне» и «Новый день». Местные газеты, также как и телеканалы, ориентированы на подачу местной информации, хотя имеют специальные разделы с новостями Украины и мира.
Так, в «Гривне» местной информации оказалось 74,17%, а «Новый день», который больше ориентирован на читателей всего региона, посвятил 95,54% своих публикаций проблемам области. При этом, газеты пытаются конкурировать с онлайн-СМИ, в том числе и за счет качества материалов. Поэтому паркета в газетах немного. У «Гривны» 12,12%, и 3,5% у «Нового дня». В ноябре этот показатель был на уровне 15,46% и 26,92% соответственно.
В данном случае свою роль сыграли местные выборы, и публикация официальных документов. Как правило, газеты публикуют официальную информацию органов власти в виде небольших заметок, экономя место. Так поступают и с криминальной хроникой.
Новости ЖКХ в исследуемый период занимают 11,6% площадей газеты «Гривна», и 4% «Нового дня». В ноябре этот показатель был 16,49% и 16,66% соответственно.
Местные активисты и инициативы представлены в газетах слабо. «Гривна» посвятила им 0,89% материалов, а «Новый день» 3,33%. В ноябре 2015 года этот показатель был выше: 3,09% и 5,26% соответственно.
Материалов с признаками заказанности (джинсы) в «Гривне» стало больше (6 материалов против 1 в ноябре), тогда как «Новый день» показывает стабильность – 4 материала и тогда, и сейчас.
Увеличение общего количества джинсы в газетах связанно исключительно с поздравлениями местных политиков с 8 марта, которые не были промаркированы как реклама. При том, что газета «Гривна» помечает как политическую рекламу официальную информацию Херсонской областной государственной администрации, которую публикует на договорных основах. Классическая политическая «джинса» имеет не местное происхождение. В «Гривне» это материалы о деятельности народного депутата Юрия Бойко.
В целом же ситуация с «джинсой» в херсонской печатной прессе остается на прежнем уровне, и особо не отличается от показателей в соседних городах.
О местной власти газеты пишут достаточно много. В «Гривне» примерно 1/3, а в «Новом дне» 1/5 материалов посвящены этой теме. При этом позитивная информация о власти содержится в 13,79% материалов «Гривны» ,и в 29,09% материалов «Нового дня». Любопытно, что в ноябре газета «Новый день» 73,68% всех материалов о местной власти публиковала с позитивной оценкой работы отдельных чиновников и ведомств в целом.
Материалов с критикой местных чиновников в газетах от общего количества было 10,34% в «Гривне», и 3,64% в «Новом дне» . Критика в исследуемый период была связана больше с переименованием улиц.
Большинство же материалов о работе чиновников носили нейтральный характер. У «Гривны» этот показатель составил 76% от всех материалов, а у «Нового дня» – 67,27%.
Все новости, посвященные местной тематике, мы так же проанализировали на предмет соблюдения трех журналистских стандартов: сбалансированности, отделения фактов от комментариев и стандарт отделения фактов от комментариев.
В результате оказалось, что в период мониторинга соблюдение этого стандарта у херсонских газет было на высоком уровне.
Сбалансированными оказались 91,96% новостных материалов в «Гривне» и 95,33% в «Новом дне». Факты от комментариев отделяли в 90,18% случаев в «Гривне» и в 86% в «Новом дне». Достоверными же смело можно было назвать 94,64% всех материалов в «Гривне» и 94% в «Новом дне».
В целом, результаты мониторинга печатной прессы можно оценивать скорее позитивно, тем более, в сравнении с работой онлайн-СМИ, с которыми газеты, как мы уже говорили, находятся в жесткой конкуренции.
Сайты
Для анализа онлайн-СМИ мы, как и в ноябре, взяли два популярных сайта «Херсон Онлайн» (khersonline.net) и «Херсонские вести» (visti.ks.ua). Политика этих сайтов кардинально разная, что сделало наши данные показательными. Если «Херсон Онлайн» является агрегатором новостей, который собирает все новости Херсона и области, не глядя на качество, то «Херсонские вести» стараются публиковать больше авторских материалов, постепенно покидая нишу скандалистов, из которой их выдавил желтый сайт «Херсонские факты».
За 2 недели мониторинга «Херсон Онлайн» опубликовал 718 новостных материалов. В среднем в день сайт публиковал 51 материал, притом что в редакции работает 2 человека. «Херсонские вести» за тот же период опубликовали 223 новостных материала.
Из общего количества материалов, местным событиям было посвящено 93,31% новостей у «Херсон Онлайн» и 95,06% у «Херсонских вестей». При этом процент паркета, что свойственно для местных интернет СМИ, у обоих сайтов достаточно высок.
У «Херсон Онлайн» 66,57% а у «Херсонских вестей» 72,22% материалов составили перепечатки официальных сообщений и пресс-релизов. При этом, относительно низкий показатель у «Херсон Онлайн» – результат политики сайта по сбору всех авторских материалов со всех городских сайтов.
Проблематике ЖКХ «Херсон Онлайн» посвятил 7,76% материалов, а «Херсонские вести» только 1,88%. В ноябре этот показатель был выше – 12,68% и 17,50%, соответственно.
Местным активистам и инициативам «Херсон Онлайн» посвятил 3,62% материалов, а «Херсонские вести» 13,33%.
Количество заказных материалов, по сравнению с предвыборным ноябрем 2015 года, на сайтах стало меньше. На «Херсон Онлайн» мы обнаружили 32 таких материала, а на «Херсонских вестях» – 2. Во время прошлого мониторинга этот показатель был 44 и 26 материалов, соответственно.
Мы так же подсчитали, что о деятельности местной власти журналисты исследуемых сайтов написали 156 материалов: 121 – «Херсон Онлайн» и 35 – «Херсонские вести».
Из этих материалов позитивную коннотацию имели 13,22% на «Херсон Онлайн» и 11,43% на «Херсонских вестях». Негативно журналисты осветили деятельность чиновников в 32,23% материалах «Херсон онлайна» и 22,86% «Херсонских вестей». Нейтрально было написано 54,55% у «Херсон Онлайна» и 65,71% у «Херсонских вестей».
Показатель баланса мнений, в сравнении с ноябрем вырос, причем у «Херсон Онлайна» незначительно – с 60,12% до 64,33%, а у «Херсонских вестей» с 60,83% до 87,74%.
Вырос процент материалов, в которых соблюдены стандарты отделения фактов от комментариев у «Херсонских вестей», с 57,5% материалов до 80,66%, и уменьшился у «Херсон Онлайна» с 80,06% до 59,4%.
Точно такая же ситуация с достоверностью. У «Херсон Онлайна» показатель упал с 85,8% в ноябре, до 71,79% в феврале-марте. У «Херсонских вестей» этот показатель вырос с 74,17% до 90,57%.
Как правило, это было связано со ссылками на ненадежные источники, непроверенные заявления политиков в соцсетях, которые не подтверждаются в дальнейшем, и откровенно перекрученной информацией. Так, например сайт «Херсон Онлайн» опубликовал заметку о том, что коммунальное предприятие «Гарантия» возглавит председатель Антоновского поселкового совета Игорь Семенчев, тогда как назначили его отца – депутата Херсонского горсовета Игоря Семенчева. Редакция до сих пор не исправила публикацию, и не опубликовала опровержение.
В ходе второго этапа мониторинга мы поставили себе целью увидеть количество материалов о местных событиях, которые были написаны журналистами. И получили такие цифры:
Название СМИ | Гривна | Новый день | khersonline.net | visti.ks.ua | Скіфія | ВТВ+ |
Всего опубликовано материалов | 151 | 157 | 718 | 223 | 30 | 30 |
Авторских материалов | 102 | 144 | 387 | 119 | 27 | 17 |
Как видим наивысший показатель у газет и ТВ, а интернет-сайты отстают. При этом, не следует забывать, что очень часто качество написанных материалов оставляет желать лучшего, как и уровень владения материалом.
Для интернет СМИ свойственно превышение количества социально не значимых тем над важными для общества.
Сергей НИКИТЕНКО, региональный представитель ИМИ в Херсонской области
Проект “Будуємо мости заради реформ і довіри” має на меті допомогти журналістам, громадським активістам та прес-службам місцевих органів влади і самоврядування ефективно взаємодіяти. Реалізовується Інститутом масової інформації за підтримки Уряду Великої Британії