«Нужно, чтобы за деньгами общественности пристально следили 54 пары глаз», – убеждены депутаты Херсонского городского совета. А для того, чтобы деньги были еще в большей сохранности, они решили поделить их между собой. Для этого на ближайшую сессию городского совета будет вынесет вопрос о создании Депутатского фонда.
Для начала депутаты получат по 500 тысяч гривен. В проекте решения прописана возможность увеличения суммы «в случае наличия дополнительного ресурса».
Нужны ли депутатам такие «карманные» и что такое депутатский фонд, мы попытались разобраться.
Что такое депутатский фонд
Депутатский фонд – это деньги из городского бюджета, которые выделяются депутатам для исполнения своих полномочий. Формируется он из налогов и поступлений. Получается, что горожане сами финансируют депутатов.
Попытки создания депутатского фонда предпринимали народные избранники в разных городах Украины.
Город | Общий размер депутатского фонда | Размер фонда отдельного депутата |
Киев | 76,6 млн грн | 630 тыс грн |
Запорожье | 10,8 млн грн | 120 тыс грн |
Черновцы | 9 млн грн | 150 тыс грн |
Ивано-Франковск | 2,9 млн грн | 50 тыс грн |
Черкассы | 1,2 млн грн | 16 тыс грн |
Ужгород | 10% от городского бюджета | |
Херсон | 27 млн грн | 500 тыс грн |
«Создание депутатского фонда в Херсоне не предусматривает новых направлений использования городского бюджета. Средства из фонда легко могут стать методом повышения личного рейтинга депутата или политической силы», – утверждает эксперт Центра политических студий и аналитики Глеб Каневский.
Народный депутат от БПП «Солидарность» Сергей Лещенко считает, что депутатские фонды должны существовать – для содержания общественных приемных, канцелярии, выплаты зарплаты помощникам депутатов.
«Это же везде такое. Я недавно услышал, что Гордон раздает по 500 грн пенсионерам. Я ему написал, а он мне ответил, что депутатам дали по 500 тысяч гривен на исполнение их полномочий. И он раздает их. Наверное, это какой-то закон регулирует. Такие деньги должны быть. Это для контакта с громадой. Но если они это используют для раздачи денег пенсионерам – это прямой подкуп избирателя», – отметил Лещенко.
Другой вопрос, конечно же, захочет ли громада со своих налогов платить помощникам депутатов зарплату (в Киеве это – 4 минимальных оклада), и арендовать офис.
Кстати, механизм отчетности з общественные деньги в Положении также не прописан. Депутаты обязали самих себя отчитываться перед специально созданной комиссией, но как о движении средств будут узнавать херсонцы, не побеспокоились.
«Не хочу видеть в проекте коррупционной составляющей. Но уверен, что она будет. Наши депутаты показали, что их на самом деле интересует. В этом году они просят по полмиллиона, в следующем – потребуют миллион. Херсон не самый богатый город, нам есть куда деть эти средства – на медицину, транспорт и т.п. Избранники народа не должны выполнять свои обещание за бюджетные деньги. К тому же, чем хуже те херсонцы, на округах которых нет депутатов? Таких у нас 88 тысяч», – убежден заслуженный сотрудник образования Украины, публицист Виталий Бронштейн.
Депутаты собираются в ближайшее время рассмотреть возможность разделить город на условные округа и закрепить за каждым из них конкретного человека.
Главным риском создания депутатского фонда является несправедливое перераспределение расходов. Кроме того, это наиболее удобное поле для появления откатных схем. Ничто не помешает депутату заключать договора на выполнение ремонтных или других работ с «нужными» подрядчиками, подделывать смету, договариваться с заказчиками.
Вопрос коррупционности норм законодательства, которые не запрещают создание депутатских фондов, поднимался не раз.
В том, что эта норма выгодна и добросовестным депутатам, и недобросовестным, уверен директор по развитию «Интерньюз-Украина» и эксперт по избирательному праву Евгений Радченко: «Первые воруют, вторые помогают. Получается, все законно коррупционно. И сломать систему рука ни у кого не поднимется».
Мониторинговое бюро “Прозоро”