На протяжении 35 лет в спортивном зале учебного корпуса №4 заслуженный тренер Украины, председатель федерации настольного тенниса Херсона, мастер спорта СССР, заслуженный тренер Украины, арбитр международной категории, заслуженный работник физической культуры и спорта Украины Евгений Вечерок тренирует херсонских детей. Там занимаются ученики отделения настольного тенниса Высшего училища физической культуры и спорта Херсонской области.
“Из рук в руки” – история здания и его реконструкций
Раньше здание было корпусом Херсонского педагогического института. 37 лет назад его передали на баланс Херсонского областного института усовершенствования учителей. Здание тогда находилось в ужасном состоянии и требовало срочного капитального ремонта. Тогда директору ДЮСШ-3 Леониду Барбину предложили сделку: он делает капремонт, за что получает в пользование спортивный зал. Так и случилось.
Укрепительные работы проводил херсонский филиал Государственного научно-исследовательского и проектно-изыскательского института “НГИпроектреконструкция”. Это была глобальная реконструкция, средств на которую у Барбина не было и не могло быть, но выручил Вечерок. Благодаря своему энтузиазму он смог объединить директоров работавших тогда в Херсоне заводов-титанов, которые в складчину и помогли отремонтировать здание.
Своим распоряжением исполком Херсонского областного совета народных депутатов передал во временное пользование Барбину спортивный зал.
С тех пор многое изменилось. ДЮСШ-3 стало Высшим училищем физической культуры и спорта Херсонской области, Херсонский “педин” – Херсонским государственным университетом, а институт усовершенствования учителей переехал в другое здание. Трёхэтажный корпус №4 вернулся на баланс теперь уже ХГУ.
А херсонские теннисисты всё это время играли в данном им зале, который стал первой в СССР специализированной базой – здесь проводились чемпионаты СССР, УССР, Украины, учебно-тренировочные сборы сборных команд СССР, Украины к Чемпионатам Европы, Мира и Олимпийских игр.
За эти годы воспитанники ВУФКС показали, что спортзал им выделили не зря – благодаря усиленным тренировкам они становились участниками Олимпийских Игр, чемпионами Европы (7 раз), чемпионами СССР (5 раз), среди воспитанников ВУФК около 300 чемпионов и призёров Украины, 2 мастера спорта международного класса, 53 мастера спорта СССР и Украины.
Кроме того, в этом зале бесплатно занимаются и дети из ДЮСШ №3, оставшейся после создания ВУФК. Тренируется там и воспитанница ВУФКС, а ныне студентка ХГУ Катя Логвинченко – кандидат в сборную Украины по настольному теннису.
Внезапное известие
Но вот, в августе этого года от нового ректора ХГУ Василия Стратонова в ВУФКС пришло письмо – теннисисты в течение недели должны освободить помещение. Причина – аварийное состояние здания.
Для Евгения Вечерка это известие стало потрясением. За 35 лет зал стал для него вторым домом. Более того – за эти годы он вложил туда много личных средств. Не меньше его шокировало заявление о том, что он подвергает детей опасности, проводя тут тренировки. Ведь закреплённое за ним помещение находится в идеальном состоянии, все годы он его любовно ремонтировал и создавал там комфортные и безопасные условия для спортсменов.
Заслуженный тренер потратил на ремонт зала свою пенсию за 10 лет
В 2008-ом году он поменял все трубы отопления в здании, которые относятся к спортзалу – а это 631 кв.м. – и древние чугунные батареи на новые.
Но зимой в зале всё равно было холодно, потому что из трухлявых окон нещадно дуло, множество дыр пытались затыкать полиэтиленом, но это не помогало.
И вот, 2012-ом году Евгений Матвеевич взял свою пенсию за 10 (!) лет – почти 88 тысяч гривен – и заменил в зале все 12 окон на металлопластиковые. Тогда же был смонтирован подвесной поток и сделан общий косметический ремонт.
Протекающую крышу Евгений Матвеевич собственноручно заливал битумом и замазывал мастикой, потому что никто не хотел рисковать жизнью и лезть туда.
Из зала выдворили живших в щелях летучих мышей, законопатили все щели. В зале стало тепло и уютно, зимой дети смогли заниматься без верхней одежды.
Всё это было сделано за последний 8 лет, тогда как на протяжении всех 35-ти Евгений Матвеевич зал также понемногу ремонтировал. Он вложил туда не только все свои личные деньги – он вложил в этот зал свою душу.
За электричество, водоснабжение и отопление платило ВУФКС.
Кто довёл здание до аварийности?
В то же время в техотчёте ГП “Николаевский экспертно-технический центр Госгорпромнадзора Украины” от 2013 года, но который ссылается ректор ХГУ, прямо говорится о том, что университет, не выполняя данные ему рекомендации, довёл здание до состояния аварийности. Вот только некоторые выдержки из отчёта:
“Задокументированной информации о наблюдении за состоянием здания заказчиком не представлено. С момента проведения последнего обследования заказчиком не проводились меры, предоставленные в рекомендациях. С течением времени выявленные повреждения привели к ухудшению состояния конструкций”.
“За период с 2009 года заказчиком не проводились необходимые меры для поддержания рабочего состояния конструкций кирпичных стен, при котором они способны выполнять заданные функции. Повреждения с течением времени привели к деформации кладки, что соответствует признакам IV аварийного состояния конструкций кирпичных стен и приводят к опасному пребыванию людей в районе повреждения конструкций”.
Благодаря стараниям Евгения Вечерка именно спортзал стал действительно безопасным для пребывания местом. В отчёте говорится о необходимости отремонтировать окна и позаделывать щели – в спортзале окна давно не просто починили, а заменили новыми, все щели замазаны. Более того – Евгений Матвеевич оставил в углу незашпаклёванный участок стены, чтобы иметь возможность контролировать состояние конструкции и в случае увеличения щелей вовремя принять меры.
Ректор ХГУ сам подвергает свои студентов опасности?
Обследование технического состояния здания было произведено ещё до того, как Василий Стратонов стал ректором. Однако после своего вступления в должность он, изучив дела, сразу же занялся этим вопросом. В аварийном здании, которое находится на его балансе, проходят занятия, договор не заключён – есть произойдёт несчастный случай, то ответственность будет лежать на нём.
Однако от письма Стратонова попахивает лицемерием и ещё по одной причине. В его собственном приказе чёрным по белому написано: “запретить использовать учебные корпуса №3 и №4 по прямому назначению с 1 сентября 2015 года”. Однако студентов из корпуса №4 просто-напросто перевели в корпус №3, который находится в ещё более плачевном состоянии!
Если в спортзале Вечерка всё отремонтировано и ничего не падает на головы теннисистам, то на фото видно, какая опасность грозит головам подопечных Стратонова.
В ответе на информационный запрос в ХГУ предоставляется копия другого Приказа – об изменениях к предыдущему и из него исключён корпус №3.
Вместе с тем в письме-ответе говорится о том, что “для выведения всего учебного корпуса №3 из эксплуатации необходимо провести техническую экспертизу по состоянию на 2015 год, что требует соответствующего финансового обеспечения”. Получается, что степень аварийности корпуса №3 по факту может быть выше, чем корпуса №4 (что и видно невооружённым взглядом), но – “нет бумажки – нет аварийности”.
Почему в 2013 году ХГУ провёл экспертизу именно корпуса №4, в котором обитают теннисисты, а не корпуса №3, состояние которого заметно хуже?..
В ответе были предоставлены только документы по корпусу №4. Документов, на основании которых Стратонов своим первым Приказом выводил из эксплуатации и корпус №3, пока увидеть не удалось.
Кроме того, в последнем письме ХГУ в ВУФКС (кстати, без даты и исходящих данных), опять же, по белому чёрным напечатано: “с 1-го сентября 2015 года запрещено использовать учебные корпуса университета, расположенные по адресу: г. Херсон, ул. Перекопская, 3, в частности, помещение учебного корпуса №4”. КорпусА, Карл! И, в частности, корпус №4. Оба корпуса расположены именно по адресу Перекопская, 3.
Неожиданная озабоченность ректора ХГУ именно спортсменами Вечерка вызывает недоумение: сперва вуз довёл здание до того, что в нём нельзя заниматься, заказал экспертизу исключительно по этому корпусу, перевёл студентов в другое аварийное помещение (аварийность которого даже не проверялась) и пытается выдворить из спортзала теннисистов. Быть может, здание просто кому-то понадобилось, а Вечерок со своими спортсмена мешает планам, аки кость в горле?..
“Поздравляю вас, гражданин Стратонов, соврамши!”
В общении с журналистом господин Стратонов заявил, что Вечерок со своей теннисной школой пребывают в зале самозванцами и там, якобы, есть явный намёк на коррупционную составляющую. Он, по его словам, “изучил статут ВУФКС” и обнаружил, что в нём не предусмотрено отделения настольного тенниса. Он написал два письма тогдашнему директору ВУФКС Леониду Барбину, но ответа так и не получил. Более того – ему ничего не известно и о том, кто оплачивал коммунальные услуги, поставляемые зданию, которое принадлежит ХГУ.
Однако на поверку выяснилось, что Василий Стратонов был неправ. В ВУФК нам предоставили его письма и письма-ответы училища (на первое есть уведомление о получении от почты, второе и вовсе доставили лично – на нём стоит отметка ХГУ).
Также у ВУФК есть договоры с “Херсонской ТЭЦ” и “Херсоноблэнерго”, которые они охотно продемонстрировали (тогда как ректор ХГУ не смог показать ни единой бумажки, подтверждающей его заявления).
И уж тем более Евгений Вечерок со своими теннисистами не являются самозванцами, а вполне законным отделением Высшего училища физической культуры и спорта.
список учеников
Возможно, Стратонов в разговоре с журналистом допустил ошибки по невежественности? Но в невежественности доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Украины, эксперта Государственной службы инспекции учебных заведений Украины – значит оскорбить его профессиональные качества. Стало быть – он заведомо говорил неправду, а стало быть, его намерения не столь кристальны, как он пытается показать.
Причастность Спиваковского пока недоказуема
Заинтересованность в этом вопросе приписывают народному депутату от партии БПП “Солидарность”, профессору кафедры информатики, программной инженерии и экономической кибернетики ХГУ Александру Спиваковскому, которому якобы помогает Стратонов (ректор, чью кандидатуру активно поддерживала “Солидарность”). Однако сам Спиваковский свою причастность к конфликту в любой роли отрицает (хотя кто бы признался?..) Однако он высказал и свою точку зрения: ХГУ должен заключить с ВУФКС официальный договор, а спортзал у теннисистов отнимать недопустимо.
Вопрос оказался столько щекотливым и неоднозначным, что в облгосадминистрации даже создали рабочую группу для его изучения.
“А была ли аварийность-то, может, аварийности-то и не было?..”
Рабочую группу по изучению вопроса возглавила тогда первый заместитель, а ныне исполняющая обязанности губернатора области Валентина Сичевая. В группу вошли чиновники облгосадминистрации, представители ХГУ, архитекторы и инженеры.
– Однозначно у меня, как у руководителя, есть претензии к руководству высшего спортивного училища. С 80-го года они не занимались документальным оформлением отношений своего теннисного отделения с помещениями, это отделение фактически находилось.
Договора действительно нет, но это недоработка не Вечерка, а Барбина. Зато если мы сейчас их оттуда выдворим, то потеряем теннисную школу. Средств на то, чтобы найти другое помещение и так же его оборудовать нет, – призналась Валентина Сичевая.
Однако теперь у ВУФКС уже новый директор – Владимир Кучер, который ранее возглавлял Бериславское медучилище. Возможно, новый руководитель серьёзнее отнесётся к вопросу оформления договора.
Что касается аварийности здания, то у комиссии возникли сомнения в объективности техотчёта об обследовании здания, на который опирается ХГУ.
– Есть корпус, часть которого совсем в другом состоянии, чем остальная часть. Почему в техотчёте это не выделяется? – отметила Сичевая
Все члены рабочей группы побывали в здании и пришли к одному и тому же выводу – что информация об аварийности и опасности здания явно преувеличена (кроме представителей ХГУ, которые продолжают ссылаться на техотчёт Николаевского экспертно-технического центра).
Подозрения вызывает и то, что экспертизу заказали не у херсонского филиала “НГИпроектреконструкция”, который в своё время и проектировал укрепительные работы (а значит, отвечает за нынешнее состояние здания), а в Николаеве (возможно, херсонский институт просто не дал бы ХГУ “нужного” заключения?..)
Сейчас рабочая группа намерена за средства ВУФКС заказать новое обследование здания – на этот раз у “НГИпроектреконструкция” – и установить реальную степень аварийности помещения. Интересный факт: ХГУ, ничем не объясняя это, снова обратился в Николаев, однако там проводить повторную экспертизу отказались, сославшись на нелепые с юридической точки зрения причины.
Кроме того, что нет официально оформленных отношений между ХГУ и ВУФКС, оснований на выдворение теннисистов из помещения нет, считает Сичевая. Когда будет получено официальное заключение о безопасности нахождения в этом помещении, областные власти будут настаивать на заключении договора между университетом и училищем на использование помещения теннисным отделением.
– Мы закажем объективную экспертизу, получим официальные документы и убедимся, что находиться в помещении детям безопасно. Я буду просить, буду убеждать, что нужно оставить там теннисистов. Я уверена, что в стороне не должен остаться ни один спортсмен, – говорит Валентина Ивановна.
Последняя инстанция – Президент
Евгений Матвеевич, несмотря на тяжёлое состояние здоровья, предпринимает всё, что в его силах, чтобы сохранить зал. Он даже написал письмо на имя Петра Порошенко с подписями более сотни уважаемых херсонцев – спортсменов, политиков, общественных деятелей. Письмо он уже отправил в Киев с полным пакетом документов по этому вопросу. А на следующий же день после операции (которую из-за ситуации со спортзалом он давным-давно откладывал) он, едва ли не “из-под ножа”, отправился на общественные слушания с мэром.
“Если их выселят из этого зала, настольный теннис в Херсоне просто умрёт”
Такими словами подытожила всю ситуацию Валентина Ивановна Сичевая, добавив:
– Я вам хочу сказать однозначно: очевидно, что кто-то очень заинтересован в том, чтобы выгнать теннисную школу из помещения, которое благодаря их усилиям до сих пор не развалилось. Но я очень надеюсь на то, что у господина Стратонова хватит здравого смысла и гражданского сознания. Если теннисистов выселят из помещения, то утрату мы не восполним и школу не восстановим. А ещё мы этим убьём человека, который всю свою жизнь посвятил теннису и этому залу.
Слава Томенко