Не первый год в Херсоне отдельные депутаты, общественные деятели и простые жители поднимают вопрос об автомобильных парковках. И даже не столько о них, сколько о средствах, которые поступают в городской бюджет в результате организации этой деятельности. И из года в год звучит один и тот же аргумент: парковочная деятельность в областном центре приносит общине гораздо меньше, чем могла бы приносить.
При этом критики вполне прозрачно намекают на существование в недрах исполнительных органов горсовета неких коррупционных схем, которые-де и мешают финансам бесперебойно и полноценно вливаться в херсонскую казну.
Очередная волна подозрений и обвинений поднялась уже в этом году. Так, совсем недавно в городе начала действовать общественная комиссия, состоящая из известных в Херсоне и области политиков, депутатов и активистов. Представители комиссии сообщили в социальных сетях, что 16 апреля ими был осуществлен своеобразный рейд по шести наиболее загруженным городским парковкам. В течение часа с лишним комиссары подсчитывали количество находящихся на этих объектах автомобилей, после чего подытожили общую сумму, которую, по их мнению, автомобилисты за это время уплатили за соответствующие услуги. После этого, исходя из полученных цифр, они попытались в среднем спрогнозировать, сколько денег принесет парковочная деятельность в проинспектированных местах за год. Получилась, в самом деле, немалая сумма – 8 миллионов 136 тысяч гривен. Из всего этого члены комиссии сделали далеко идущий вывод: «годовая выручка от парковочной деятельности в указанных местах… в 8,5 раз больше планового поступления в городской бюджет за 2015 год от парковочного сбора и прибыли коммунального предприятия, которое отвечает за парковочную деятельность – «Сервис-центр».
Прокомментировать ситуацию мы попросили директора этого самого предприятия Руслана Лаврова.
«Нужно начать с того, что, похоже, в очередной раз некоторые граждане путают такие понятия, как ставка парковочного сбора и тариф на оказание услуг по парковке. На сегодня, согласно Постановлению Кабмина, ставка парковочного сбора составляет от 0,03 до 0,15% минимальной заработной платы. Именно эта доля в оплате за парковку и является той составляющей, которая должна непосредственно направляться в городской бюджет. Порядок же формирования тарифов на парковку по решению правительства осуществляют самостоятельно органы местного самоуправления. Формируют этот тариф целый ряд показателей, или видов услуг: это установка и обслуживание паркоматов, дорожных знаков и табличек, нанесение дорожной разметки, уборка территории, зарплата персонала, расходы на охрану автомобилей и так далее. Таким образом, если тариф на парковку одного транспортного средства, допустим, установлен в размере 5 гривен, это вовсе не означает, что вся указанная сумма попадает в горбюджет.
Кроме того, еще с 2011 в Украине действуют новые Правила парковки транспортных средств, согласно которым ставка сбора устанавливается не за час парковки, как было раньше, а за каждый день осуществления деятельности по обеспечению парковки автомобилей за 1 квадратный метр площади земельного участка, отведенного для этого, независимо от количества времени, в течение которого размещаются автомобили на площадках.
Соответственно, логичнее было бы проверять деятельность операторов этого рынка, исходя не из количества находящихся на данный момент на парковке транспортных средств, а на протяжении всего времени работы парковки. Более того: наполняемость каждой конкретной парковки меняется в зависимости от времени суток, дней недели, места расположения и даже сезонов года.
Хочу отметить, что в настоящее время в Херсоне при минимальной ставке парковочного сбора и при имеющихся 900 мест для парковки предприятие «Сервис-центр» направляет в городской бюджет около 1 миллиона 300 тысяч гривен в год. Можно сравнить этот показатель с аналогичными показателями в других областных центрах Украины. Так, в Черновцах при такой же ставке парковочного сбора и 805 мест для парковки в прошлом году собрали около 800 тысяч гривен. Аналогичная ситуация и по многим другим городам, даже по «миллионникам». Кроме того, в целом ряде областных центров Украины – таких, как Кировоград, Луцк, Николаев, Ровно, Черкассы – парковки и вовсе бесплатные. То есть, в этих городах парковочная деятельность не приносит в местные бюджеты ни копейки.
С другой стороны, следует согласиться, что в Херсоне в самом деле есть очень большой потенциал по увеличению общей суммы парковочного сбора. Ведь огромное количество автомобилистов даже не удосуживаются оплачивать пребывание транспортного средства на парковке. Заставить таких граждан оплатить эти услуги не имеют полномочий ни операторы, ни наше предприятие. Кроме того, на сегодня существенное число имеющихся служебных парковок также не платит территориальной общине ничего, потому что не торопятся заключать с нами договора.
В заключение хотелось бы развеять миф о якобы баснословных прибылях, которые приносят услуги по парковочной деятельности. Уже не первый год на объявленные нами конкурсы по обслуживанию ряда парковок не откликается ни один субъект хозяйственной деятельности. Например, до сих пор «бесхозной» является парковка на улице Октябрьской Революции между улицами Декабристов и Советской. Хотя очевидно, что это место в самом центре города, и наполняемость этой парковки могла бы быть очень высокой».