Первый экспонат интерактивного музея деревянного судостроения спустили на воду вчера в Херсоне. Десятиметровая реконструкция ладьи викингов, выполненная с учетом средневековых технологий, была выстроена центр Живой Истории и реконструкции “Олешье”.
Прежде чем это произошло, команда численностью до 12 человек ежедневно на протяжении 20 дней трудились над ее постройкой.
Эта инициатива сплотила не только ребят, увлеченных историей, но и яхтсменов, которые и помогли советом, и приютили проект на своей территории. “Мысли материальны. Стоило нам решить, что хватит хотеть – нужно делать, как тут же случай свел нас с патриотом своего города не на словах – Павлом Ярмием”, – сообщают реконструкторы на своем сайте.
Ладья была построена специально к Дню города Новой Каховки. Сначала члены клуба собирались своими силами строить самую малую из найденых археологами ладей, но, найдя понимание и готовность содействовать у новокаховских чиновников, приняли решение о постройке большей ладьи.
Это первая в Украине лодка, которую можно назвать самой точной реконструкцией.
Различие других копий от этой заключается в том, что весь построенный псевдодревний флот имел хитрости в виде встроенных двигателей или современных материалов.
Члены клуба «Олешье» решили испытать именно средневековые технологии и те нагрузки, которым подвергались предки в далеких IX-X веках. Они используют только парус, весла и надежную сплоченную команду.
Как рассказал глава центра Живой Истории и реконструкции «Олешье» Павел Билецкий, скандинавская лодка отправляется в первое плавание на показательное выступление ко Дню рождения Новой Каховки, а потом на плавсредстве можно будет поучаствовать в мастер-классах по гребле и хождению под парусом.
Перед первым спуском лодки на воды Днепра ее окрестили, дав имя «Фрея», в честь скандинавской богини любви.
“Почему скандинавкое название и скандинавская лодка? Во-первых, к сожалению, украинская археология не может похвастать обилием находок или полнотой картины о средневеком флоте на наших землях – это в будущем, и я надеюсь, наш проект поможет ученым мужам с некоторыми выводами. Во-вторых, акватория нашего края очень похожа на акваторию Швеции (в этом мы убедились и по картам, и воочию, посетив Швецию в этом году и пообщавшись со скандинавскими судостроителями древности). А конструкция лодок напрямую зависит от мест их применения. Вот и получается, что кроме того, что мы осуществляем мечту, мы еще на практике проверяем теоретические выводы”, – сообщил руководитель клуба Павел Билецкий.
Историческая справка: Известно, что восточные славяне стали совершать плавания по Черному и Средиземному морям уже в VI-VIII веках. Они были искусными судостроителями. Походы киевского князя Олега с дружиной в Константинополь в 907 году доказали мореходность славянских судов. В “Повести временных лет” сообщается и о других морских походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому, Каспийскому морям, перетаскивая корабли волоком из Дона в Волгу и обратно. Суда славян назывались скедии, лодьи (ладьи) и корабли. Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь – насадами. Лодья несла большей, богато орнаментированный холщовый парус. Гребцы укрывались от солнца под навесом.