18 декабря, – кризисный медиа-центр провел в Херсоне круглый стол по теме “Какие проблемы Херсонщины решают законопроекты о ОСН и общее собрание?”. Сейчас по инициативе всеукраинской общественной неполитической организации «Ассоциация содействия самоорганизации населения» представители институтов гражданского общества и науки по всей Украине обращаются к председателю Верховной Рады Украины и к народным депутатам с призывом поддержать законопроекты – «Об органах самоорганизации населения» (№ +2466) и «Об общем собрании (конференции) членов территориальной общины по месту жительства» (№2467).
Эти законопроекты разработаны известными общественными экспертами и практиками, широко обсуждены и совместно продвигаются лидерами органов самоорганизации населения и неправительственных организаций, учеными. На их поддержку в ВРУ было передано около 200 подписей НПО и ОСНов со всей Украины.
Херсонский кризисный медиа-центр пригласил местных специалистов, ответили на вопрос “Почему принятия этих проектов важно?” “Как они повлияют на улучшение жизни граждан и развитие механизмов« прямой демократии? “,” Какие проблемы Херсонщины решают эти законопроекты? “.
Во время круглого стола выступили руководитель Причерноморского центра политических и социальных исследований Александр Мошнягул, руководитель херсонского Ресурсного центра по развитию местной демократии Владимир Макуха, состоялось онлайн-включения с экспертом УКМЦ Тарас Качка и был озвучен комментарий председателя Ассоциации содействия самоорганизации населения, эксперт по вопросам местной демократии и управления Андрея Крупника.
Александр Мошнягул рассказал, что такое органы самоорганизации населения (ОСН или квартальные комитеты), отметив, что именно их деятельность способствует построению гражданского общества и именно через ОСН можно использовать так называемые механизмы демократии участия, которые позволяют гражданам влиять на решения местных советов (это общественные слушания, общее собрание граждан по месту жительства, общественные советы и т.п.).
Однако, независимо от того, что на уровне уставов в некоторых общинах приняты положения об общем собрании, по словам Александра Дмитриевича, пока закон “Об общем собрании (конференции) членов территориальной общины по месту жительства” не принят, люди не могут проводить это собрание полноценно и реализовывать механизмы демократии участия:
“Есть общины, в которых на уровне уставов прописываются проведения общего собрания. Но в связи с тем, что нет единой законодательной базы, каждая община пишет эти положения по своему видению, нет единого подхода. Поэтому часто решения собрания, которые приносятся в определенные органы власти, просто не рассматриваются “, – комментирует Александр Мошнягул.
Закон “Об общих сборах”, как рассказывает эксперт, дает подробный инструментарий для проведения собрания. Главным достижением является то, что в этом законе прописано, как решение собрания по месту жительства могут влиять на решения местных советов, относительно жизнедеятельности и благоустройства на их территории.
Что касается второго закона – “Об органах самоорганизации населения” Александр Дмитриевич пояснил, что с 2001 года действует старый закон, в котором процедуру проведения собрания по избранию комитета весьма затруднена – должна проводиться в два этапа, и в обоих должны присутствовать более 50% жителей микрорайона .
Как объясняет эксперт, потому, что сложно создать комитет, часто власть просто назначает старшего по комитету, по дому. Они называются квартальными, старшими домов, но не имеют связи с жителями, потому что их не выбирали.
Негативным следствием сложной процедуры создания ОСН является то, что в городах очень мало зарегистрированных комитетов. По словам А.С.Крупника, всего по Украине зарегистрировано около 4 100 ОСНов, при этом, незарегистрированных действует от 10 до 15 тыс. А пока они не зарегистрировались, невозможно получить финансировании ни из бюджета города, ни с международных и всеукраинских фондов. В новом же законе прописана упрощенная процедура создания комитета, а главное – зафиксированы и подробно прописаны полномочия Органов самоорганизации населения.
Также участники круглого стола прослушали комментарий председателя Ассоциации содействия самоорганизации населения, эксперт по вопросам местной демократии и управления Андрея Крупника, который принимал участие в подготовке данных законопроектов.
Как рассказал Андрей Семенович, новые законы предоставляют гражданам возможности для участия в управлений городом. В частности, в новом законе «Об общем собрании (конференции) членов территориальной общины по месту жительства» предусмотрено проведение не только непосредственно сборов, но и легитимных конференций. В законе прописана процедура избрания делегатов и проведения конференции. Также, рассматриваются различные уровни общего собрания: собрание на уровне дома или группы домов, улицы или микрорайона, общие сборы на уровне села.
По закону “Об органах самоорганизации населения”, то в нем кроме упрощенной процедуры создания комитета предусмотрен список полномочий, который ОСН выбирает и может затем расширять.
Специалисты, которые готовили закон, подчеркнули некоммерческий статус ОСНов. Ввели возможность организации каких учреждений, предприятий, которые могут быть коммерческими. Речь идет о предприятиях, которые занимаются благоустройством территории.
По словам Андрея Крупника, местные власти должны воспринимать ОСН как своих партнеров.
“Сегодня во время нехватки ресурсов участие активных граждан в решении вопросов по месту жительства – это серьезный дополнительный ресурс, его только надо умело организовать и направить”, – прокомментировал Андрей Семенович.
Также в Законе есть пункты о принятии городских программ поддержки ОСН, которые позволяют непосредственно из бюджета платить зарплату председателю, секретарю. Андрей Крупник подчеркнул необходимость обучения, необходимость создания в структуре органов местного самоуправления подразделения, которое будет заниматься подготовкой программы, управлением процессов развития самоорганизации.
“Мы хотим, чтобы партнерские отношения между властью и ОСНамы были тоже законодательно урегулированы”, – подытожил председателя Ассоциации содействия самоорганизации населения.
Эксперт УКМЦ Тарас Качка рассказал, какова ситуация с ОСНамы в Киеве.
По его словам, в Киеве уделяют недостаточное внимание вопросу участия общества в финансовых вопросах, таких как формирование местного бюджета, контроль за поступлениями и расходами. Обычно это прерогатива местных властей. Кроме того, вопрос местных финансов отходит на второй плат на фоне дискуссии по формированию государственного бюджета.
По мнению эксперта, законы, о которых идет речь, позволяют внедрить практическое участие общины в том числе и в финансовых вопросах.
“Хорошо, что когда мы получаем изменения в законодательство, привлекается внимание общества к новым полномочий. Поэтому я за то, чтобы любые нововведения, касающиеся работы общества, активно использовались. Потому что только через проактивную позицию, из донесения своих интересов к высшему уровня можно отстаивать свои права и формировать повестку дня прежде всего в финансовой плоскости “, – прокомментировал Тарас Качка.
Эксперт херсонского Ресурсного центра по развитию местной демократии Владимир Макуха рассказал, какая ситуация в Херсоне. По его словам, в Уставе территориальной общины Херсона есть определенные нормы, которые регулируют собрание граждан на уровне домов, улиц, кварталов. Но там есть свои недостатки и возможность пользоваться этими нормами ограничена из-за отсутствия закона на государственном уровне.
В конце круглого стола Александр Мошнягл сообщил, что когда в Верховной Раде будет приниматься этот закон, группа членов “Ассоциации содействия самоорганизации населения” со всей Украины (в том числе несколько человек из Херсонской области) поедет в Киев с целью пообщаться с народными депутатами о важности принятия законов «Об органах самоорганизации населения» (№2466) и «Об общем собрании (конференции) членов территориальной общины по месту жительства» (№2467).