Государственная инспекция Украины по безопасности на морском и речном транспорте очень обеспокоена значительным ростом в последнее время аварийности во время использования маломерных судов гражданами, прежде всего во время проведения рыбной ловли.
По информации Укрморречинспекции только в октябре – начале ноября 2015 года с маломерными судами, которые использовались для рыболовства и охоты, произошло 7 аварийных событий.
Так, 09.10.2015 на г. Днепр неподалеку от острова Горелый (г. Днепропетровск) произошло опрокидывание маломерного судна, к результате которой утонула одно лицо.
10.10.2015 г. Днепр неподалеку рыбного заповедника «Красная хата» (Голопристанский район, Херсонская область) произошло опрокидывание маломерного судна, один человек утонул.
26.10.2015 на акватории Азовского моря, близ г. Приморск (Запорожская область) произошло событие с судном типа «ЕРШ», в результате которой один человек выпал с судна в воду и получила переохлаждение.
27.10.2015 на озере «Молодежное», расположенном в г. Перемышляны (Львовская область) произошло событие с судном типа «ЕРШ», в результате которой один человек выпал с судна в воду и считается пропавшим без вести.
2.10.2015 на г. Днепр в районе с. Токаревка (Белозерский район, Херсонская область) произошла аварийная происшествие с маломерным судном типа «Южанка», в результате которой два человека выпали с судна в воду и утонули.
31.10.2015 на водоеме вблизи с. Хрущево-Никитовка (Богодуховский район, Харьковская область) один человек выпал за борт с лодки типа «Романтика» и утонула.
7.11.2015 на г. Днестр возле с. Маяки Одесской области произошло столкновение маломерных судов «UMC-500» и «САРЕПТА». В результате столкновения все люди, находившиеся на борту судов, выпали в воду. Один человек погиб, один считается пропавшей без вести.
День 17 октября 2015 года стал особенно трагичным – на акватории Черного моря неподалеку от пгт Затока Одесской области, в районе подходного канала морского порта Белгород-Днестровский произошла серьезная авария с судном «Иволга» – судно со значительным перевернулось, в результате чего погибло 19 человек, переохлаждение получили 20 человек, пропавшими без вести на этот момент числятся 3 человека.
Кабинет Министров Украины распоряжением от 18 октября 2015 года №1081-р создал Правительственную комиссию для расследования очень серьезной аварии с судном «Иволга». Кроме того, приказом Министерства инфраструктуры Украины от 17 октября 2015 года №412 создана соответствующая комиссия и проводится расследование указанной аварийной события.
Основными причинами возникновения этих аварийных событий является отсутствие необходимых навыков управления судном, неиспользование спасательных средств, эксплуатация судна без учета его грузоподъемности и пассажировместимости, в неблагоприятных гидрометеорологических условиях или в темное время суток. В нескольких случаях имело место алкогольное опьянение судоводителей и других лиц, находившихся на борту судна.
Пренебрегли судоводители также и требованиями нормативно-правовых актов по вопросам безопасности судоходства, которые запрещаются:
Использование незарегистрированных плавсредств;
Выход на водные объекты не из зарегистрированных баз для стоянки маломерных (малых) судов;
Использование плавсредств без надлежащего технического осмотра и в неподходящих районах и сезонных и погодных условиях плавания;
Управление судном без удостоверения судоводителя малого/маломерного судна;
Пользование маломерным судном в темное время суток.
Укрморречинспекция еще раз обращает внимание граждан на то, что пренебрежение условиями безопасности судоходства, в частности использование маломерных судов в холодное время года представляет опасность и угрозу для жизни и здоровья людей, которые ими пользуются, поэтому призывает придерживаться требований безопасности судоходства и особенно выживания на воде, а также не осуществлять выход на воду маломерными судами в зимний период после закрытия навигации.