Информационная война с целью настроить наших сограждан против вступления Украины в Европейский Союз и системы коллективной безопасности активно ведется нашим северным соседом десятилетиями. Нужно признать, что на этом поприще, наши «соседи» имеют определенные успехи. Особенно усилилась информационная борьба в свете последних событий на востоке страны.
Сейчас она, фактически, не останавливается ни минуту. В желании напугать украинцев ужасами «загнивающего запада» российские политтехнологи не останавливаются ни перед чем. Среди «пугалок» неэкономического характера особое место кремлевская пропаганда уделяет ювенальной юстиции как, по их мнению, эффективному способу разжечь конфликт между западной и восточной цивилизацией.
В активно используемых для получения информации во многих регионах нашей страны СМИ российского происхождения наиболее популярно определение ювенальной юстиции как бизнеса по продаже детей. Также, по данным мониторинга информационной компании «Сильнее вместе», ее часто называют технологией по лишению родителей прав на ребенка или госструктурой, разрушающей семьи.
На самом же деле ее цель – остановить правонарушения по отношению к несовершеннолетним, выстроить четкий алгоритм разрешения, в том числе и судебного, сложных ситуаций, связанных с соблюдением прав детей и подростков. При написании такого алгоритма особая роль отводится семье, родителям, учителям и общине как составляющей общества.
В действующем на сегодня украинском законодательстве есть огромное количество нормативных актов, регулирующих понятие насилия над ребенком и адекватной реакции на него со стороны государства. При этом в пророссийских медиа, как правило, авторы абсолютно преднамеренно «путают» ювенальную юстицию с вопросами работы социальных служб, которые занимаются лишением родительских прав. Работа таких служб четко регламентирована Семейным Кодексом.
Родители могут быть лишены права только по решению суда и то только в одном из конкретных случаев. Это случится, если они не заберут ребенка из роддома или медицинского учреждения на протяжении полугода без уважительной причины и не проявляли к ней родительской заботы. Также это возможно в случае, если родители уклоняются от воспитания ребенка, жестоко с ним обращаются, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Согласно Закону Украины «О предупреждении насилия в семье» родительских прав могут лишить за принуждение к попрошайничеству, бродяжничеству или совершение умышленного преступления относительно ребенка. Но, в отличие от международной практики, украинское законодательство не запрещает принуждение детей к труду или неоправданно жесткое наказание детей. Существует принцип «лишь бы не били», а в остальное государство не вмешивается.
На одном из круглых столов, прошедшем недавно в Киеве, представители пророссийского движения в Украине (так называемые сторонники «русского мира»), с серьезными лицами прямо утверждали, что в Европе детей забирают из семьи за «отсутствие экзотических фруктов в холодильнике» и «царапину на лице». Пропагандисты явно достигли своей цели, так как какие-либо попытки убедить «русскомирцев» что это не так не привели к результатам.
А ведь на самом деле ювенальная юстиция – это системный механизм перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, закрепленный на законодательном уровне. При этом детей, совершивших проступок, не изолируют в колонии, где полным полно таких же как они или куда более серьезно нарушивших закон. Совсем недавно один из местных херсонских сайтов, не один раз демонстрирующий свою в начале антимайдановскую, а затем и вовсе пророссийскую позицию опять прошелся по «ювеналке». Работа сделана качественно, с красивыми картинками и инфографикой. Но при этом обычная работа социальной службы Чаплынского района, которая действовала в ответ на обращение о неоднократном избиении детей, опять переведена в ранг «ужасов европейской ювенальной юстиции», которой на Херсонщине пока, к сожалению, нет и близко. То есть бить детей для авторов данного материала – это вполне нормально, а вот забрать их из семьи на время разбирательства – ужас и катастрофа, в которой виноваты европейцы. Жаль, что подобное со временем «переразместили» и уважаемые мной местные электронные ресурсы.
Согласно с нормами ювенального права таких несовершеннолетних пытаются перевоспитать непосредственно в обществе. Частично такие механизмы уже работают в Украине, но их нужно комплексно развивать. Ведь во всем мире есть целый комплекс альтернативных ограничению свободы видов наказания. При этом там активно используют возможности общеобразовательных школ, местных властей и общины, чтобы подростки могли оставаться в семье и осмыслить содеянное в дружественном для себя окружении. Ограничение свободы используют только в крайних случаях, когда дальнейшее пребывание подростка на воле опасно для общества. Как правило, для совершения преступления у детей есть четкий мотив, который связан либо с семьей, либо с непосредственным окружением. Выяснив причину, побудившую ребенка на его совершение, можно наиболее эффективно определить способ перевоспитания.
В рамках внедрения принципов ювенальной юстиции в нашей стране с 2003 года действуют Центры Понимания, о работе которых, к сожалению, известно далеко не всем. Хотя они выполняют очень важную функцию – восстанавливают внутреннее ощущение правосудия. В таком центре обидчик и пострадавший могут встретиться, пообщаться и найти понимание. Практика показывает, что в этом случае правонарушитель в полном объеме осознает ответственность за свои действия. У нас на сегодняшний день этот эффективный инструмент пока используется не системно. На законодательном уровне наши парламентарии закрепили целостность системы защиты прав детей в Украине согласно с требованиями Организации Объединенных Наций приняв Закон Украины «Об Общегосударственной программе «Национальный план действий по реализации Конвенции ООН про права ребенка». Реализация этого плана должна завершиться в 2016 году, а работы еще очень много.
Тем временем, ювенальная юстиция доказывает свою эффективность в самых разных уголках нашей планеты. Например, в Новой Зеландии, для перевоспитания детей привлекают их семьи. Особое внимание здесь уделяется работе с родителями. Такие дела компетентен рассматривать специальный суд по делам молодежи, но абсолютное большинство из них рассматривают семейные конференции, на которые приглашают правонарушителя, потерпевших и членов семей с обоих сторон. При этом участники конференции сами выбирают способ перевоспитания подростка и контроля за этим процессом.
Один из основных мифов пропагандистов про ювенальную юстицию базируется на том, что она, якобы, ставит своей задачей разделить семью и отобрать ребенка у родителей. Он с треском развенчивается основным документом, на котором построена ювенальная юстиция – Гаагской конвенцией, в которой четко указана «необходимость для ребенка расти в семейном окружении». Более того, этим же документом регламентировано, что каждое государство обязано предпринять все возможные меры, чтобы обеспечить воспитание ребенка в его собственной семье. Согласно рекомендационного акта Кабинета министров Совета Европы родители должны быть привлечены к правовым процедурам и санкциям во всех случаях, когда не они побудили ребенка на правонарушение. Даже если ограничения свободы не удалось избежать, государство должно обеспечить несовершеннолетнего возможностью общаться с родными, а сотрудники пенитенциарной службы должны способствовать пониманию подростком необходимости вернуться в семью.
Ну и разрушая последний пропагандистский миф хочется добавить, что согласно всех ратифицированных Украиной международных соглашений нам стоит перенимать зарубежный опыт в вопросе выбора способа наказания несовершеннолетних исключительно используя механизмы, нашедшие поддержку в нашем обществе.