Заместитель Генпрокурора Виктор Трепак заявил, что расследование нападения на украинскую журналистку Екатерину Гандзюк показало, что в украинских областях существуют достаточно мощные кланы. Такие кланы есть не только в Херсоне – подобные ситуации уже случались в Одессе, Николаеве, Харькове. Ожидается, что ситуация с местными группировками только ухудшится на фоне децентрализации, если не будет перезагружена силовая вертикаль и суды.
Об этом Трепак рассказал в интервью для ZN.UA.
“Расследование “дела Гандзюк” показывает, что Херсонщина – это область, где действует мощный клан, который царит в регионе и которого реально боятся. Его цель – получение наживы с использованием властных возможностей. Под этим кланом находятся правоохранительные органы. Все ключевые экономические, политические и другие вопросы решаются главными действующими лицами этого клана, часть которых фигурирует в этом уголовном производстве. Клан имеет серьезные международные связи, в частности в Европе. Могу сказать, что Левин нашел хранилище в Болгарии совсем не случайно”, – рассказывает заместитель Генпрокурора.
По словам Трепака, развитию клановых группировок способствовало отсутствие должной реакции государства на такие преступления. Представители херсонского клана имели бизнес-интересы на оккупированной Россией территории, в частности в Крыму.
“В контексте нынешней ситуации на это обстоятельство нельзя не обращать внимания. Ведь Херсонская область, которая граничит с оккупированным Крымом, является стратегически важной для российских спецслужб. Они заинтересованы в усилении своих позиций в этом регионе, увеличении влияния через агентуру, проведение разного рода спецопераций, коррумпирования представителей власти, использование криминальных структур, подавление патриотических движений”, – отметил Виктор Трепак.
Чем дальше продвигается расследование дела Екатерины Гандзюк, тем критичнее выясняется ситуация. По мнению заместителя Генпрокура, если проблему клановости кардинально не решить сейчас, то уже в ближайшем будущем она может существенно обостриться. Особенно с учетом проведения децентрализации, которая усиливает местную власть, а следовательно и приведет к усилению существующих кланов. Поэтому эту проблему следует рассматривать в контексте национальной безопасности и государственного суверенитета.
Виктор Трепак также отмечал, что в расследовании дела об убийстве журналистки Екатерины Гандзюк было внешнее вмешательство. По его словам, в расследовании состоялось сознательное торможение.
Также, экстрадиции Алексея Левина, одного из подозреваемый в деле нападения на журналистку Екатерину Гандзюк пытались мешать определенные лица. Однако, возвращение подозреваемого в Украину прошло довольно быстро – по опыту прошлых дел, экстрадиция могла затянуться на годы.
В свое время, апелляционный суд в городе Бургас (Болгария) перенес рассмотрение жалобы криминального авторитета Алексея Левина (Москаленко) на решение суда первой инстанции о его экстрадиции в Украину. Алексей Левин подозревается в организации нападения на Екатерину Гандзюк. В конце января он был задержан в болгарском Бургасе, экстрадирован в Украину 16 марта.