10 сентября в Николаеве прошла встреча с Татьяной Монтян, которая известна не только как адвокат, но и как весьма популярный пользователь украинского сегмента фейсбука.
Общение началось с вопросов аудитории, которые в большинстве касались имущественных прав граждан и жилищно-коммунальной сферы. Особое внимание было уделено проблемам ОСМД, а именно вопросам приватизации земельных участков придомовой территории.
Пока многие общественные организации, например, ОПОРА, годами пытаются убедить окружающих в необходимости приватизации ОСМД своей придомовой территории, Монтян считает это идиотизмом и открыто об этом говорит.
“Приватизация земельного участка ОСББ – это пособничество рейдерам. Предприимчивые дельцы в сговоре с правлением или председателем искусственно накапливают долги перед любой из обслуживающих организаций. Первый же суд отбирает в счет таких долгов единственное, что есть у ОСМД – земельный участок,” – в который раз повторяет очевидные для нее истины Татьяна Николаевна. “Пока не будет нормальных механизмов принятия коллективных решений, оформлять в собственность придомовую территорию категорически нельзя!”
К сожалению, Татьяна Монтян не знает, когда это произойдет.
“За годы независимости не было ни единого министра юстиции, который бы имел хоть элементарные знания в гражданском праве. Украине очень не везло. А кроме минюста никто не может создать нормальных юридических механизмов, именно это министерство – это несущая конструкция всего законодательства. Наконец-то удалось выгнать из этого министерства Лавриновича. Елена Лукаш, которая пришла ему на смену, хотя бы имеет юридическое образование. Это обнадеживает, хоть пока никаких позитивных изменений нет.” – говорит Монтян.
Механизмом решения проблем принятия решений в многоквартирном доме Татьяна Николаевна видит в автоматическом членстве в ОСМД. Министерство юстиции с ней не соглашается. ОСМД – это организация, а членство в любой организации согласно Конституции Украины у нас добровольное. “Зачем же минюст усугубляет злодейство глупостью?” – спрашивает Татьяна Монтян. “Как членство в ОСМД может быть не автоматическим, если твоя квартира не может существовать в отрыве от дома, ты же не можешь ее выпилить! Будь членство в ОСМД автоматическим, это смогло бы убрать множество проблем. На сегодня законодательство предусматривает только один способ принятия коллективных решений в вашем дома – консенсус. Это просто делает невозможным принятие любого совместного решения. У нас муж с женой не могут часто договориться, а они хотят, чтоб договорились все жители дома. Если консенсус – такой хороший способ принятия решений, то почему депутаты местных советов голосуют простым большинством? Такое положение вещей неслучайно: пока в Украине нет возможности людям самим эффективно управлять собственностью, у депутатов всех уровней имеется огромное поле для бесконечного дерибана”.
Татьяна Монтян также известна как переводчик книги Нобелевского лауреата в области экономики Элинор Остром “Управление общим”. В этой книге детально объясняется, как можно избежать “трагедии общего”, термина, придуманного биологом Гарретом Гардином в 1968 году. “Трагедия общего” принадлежит к явлениям, связанным с противоречием между личными интересами и общественным благом, и заключается в невозможности большой группы людей эффективно управлять их общим ресурсом.
Как утверждает Татьяна Николаевна, украинская “трагедия общего” имеет свою историю вопроса. В 1989 году людям разрешили выкупать свои квартиры и до 1992 года их выкупали за деньги как часть целостного имущественного комплекса. Например, ты покупал 1/20 всего дома, его коммуникаций, лифта, подвалов и крыш, а не только воздух внутри своей квартиры. В 1992 году в Верховную Раду впервые были избраны болтуны и популисты. Они приняли закон о приватизации жилищного фонда и стали раздавать квартиры “на шару”. Раздавать квартиры даром – это пример из теории простых решений. Татьяна Монтян называет это простое с виду решение “эффектом кобры”. Эффект кобры — идиоматическое выражение, применяемое для характеристики ситуации, когда принятое для разрешения некоей проблемы решение не разрешает эту проблему, а зачастую ведёт к прямо противоположному целям результату. Термин «эффект кобры» возник во времена английского колониального правления в Индии. Англичане обнаружили, что развелось слишком много кобр. Чтобы избавиться от ядовитых змей, губернатор назначил награду за каждую сданную голову змеи. Вначале количество змей быстро снизилось после их уничтожения. Однако потом индийцы быстро приспособились, начав разводить кобр, чтобы получать премию. В конце концов, когда премия за убитую кобру была отменена, разводчики выпустили обесценившихся змей на волю, и оказалось, что количество ядовитых кобр не только не уменьшилось, но даже возросло.
В Украине случилось абсолютно то же самое. Последствия такого решения о бесплатной раздаче жилого фонда мы видим в катастрофическом нежелании народа самому решать свои проблемы. Людям 22 года вешают патерналистскую лапшу – они думают, что квартиры их, а дома – ЖЭКа, города или государства. Невозможно поверить, что люди до сих пор не знают, что дома – это их собственность. Не квартиры в домах, а все дома целиком. Такое незнание позволяет годами длится дерибану бюджетных средств. Например, пресловутые титульные списки – это ничто иное, как ремонт чужого имущества за ниши общие деньги. У политиков не хватает мужества сказать людям, что давно есть решения Конституционного суда, которые говорят, что дом принадлежит его жителям и никто не обязан его ремонтировать, кроме них самих. Но, во-первых, отказ чинить лифты, трубы и крыши вызовет социальный взрыв, а, во-вторых, постоянный капитальный ремонт такого “ничьего” имущества – прекрасный повод для сумасшедшего распила бюджетных средств.
Когда людей надо «доить» безумными тарифами, нарисованными с потолка, то ЖЭКи, которые являются на самом деле частными лавочками каких-то чиновников местных органов власти, а вовсе не коммунальными, это успешно делают. А когда нужно инвестировать в эти дома, ремонтировать их, ЖЭКи говорят, что это частная коллективная собственность. При этом ссылаются на статью 10 Закона «О приватизации государственного жилого фонда». В этой статье сказано, что при приватизации совместной собственностью всех, кто приватизировал помещения в доме, являются все подвалы, чердаки, коммуникации, лифты и все такое прочее. Есть еще два решения Конституционного суда, согласно первого из которых, от 02 марта 2004 года — все в доме, что находится за дверями квартир, является совместной собственностью всех тех, кто приватизировал эти квартиры.
Второе решение – от 09 ноября 2011 года, где четко и конкретно сказано, что не только те, кто приватизировал квартиры, но и те, кто приобрел их на иных основаниях (например, купля-продажа, наследование, дарение и т.д.) – тоже являются совместными собственниками этих домов. Поэтому нашим людям пора прекратить себя тешить иллюзиями, что кто-то кроме них самих когда-либо будет инвестировать в ремонт их домов. Потому что средства местного бюджета, потраченные на ремонт домов – это незаконно, потому что это нецелевое использование средств.
Местное самоуправление в Украине ученый-правовед Татьяна Монтян сравнивает с культом карго. Культ карго – термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии. В культах карго верят, что западные товары (англ. “груз”) созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. “Они лепят из соломы и свиного говна самолеты и считают, что с неба опять должна начать падать гумантитарная помощь. Ну они же видели, как это работало. Они не понимают, что в самолете должно быть не свиное говно и солома, а электроника. Так и самоуправление в Украине. Нельзя сделать хороших местных депутатов из соломы и свиного говна. Нельзя строить пирамиду сверху. Если мы хотим, чтоб люди принимали правильные решения на выборах, выбирали тех, кто потом будет принимать хорошие законы, мы должны научить людей управлять своим домом. Пока они не умеют этого, страной они управлять не смогут. А сейчас люди верят, что надо выбрать Петю или Клаву и все изменится. А если не изменится, то просто не того выбрали. Если их голоса можно купить за гречку или детские площадки – мне нечем помочь. Вместо вопроса “Что ты мне дашь?”, избиратели должны спрашивать кандидатов “Какие механизмы принятия коллективных решений ты предлагаешь?” Кого бы мы не выбрали, пока не изменится законодательство, тут ловить нечего” – говорит Татьяна Николаевна.
Монтян честно признается, что все ее теории она пока не имеет возможности применить на практике. “Изменения следует делать сразу на уровне страны, а там пока нет людей, способных осознать важность того, о чем я говорю. Потому я и езжу по городам, встречаюсь с людьми – я ищу людей, которые смогли бы “чистое знание” помочь внедрить на практике.” – говорит Татьяна Монтян.
МОСТ официально сообщает своим читателям, что просветительская деятельность адвоката, публициста и блоггера Татьяны Монтян вызывает у нас огромный интерес. Потому мы пригласили Татьяну Николаевну посетить Херсон и она с радостью согласилась. Время, место и прочие подробности этой встречи мы обязательно вам сообщим.