К Международному дню права знать эксперты Центра политических исследований и аналитики решили проверить уровень обеспечения органами власти права знать для украинцев в период с января по сентябрь 2012 года. Для этого были разосланы тематические информационные запросы в 25 городских советов городов областного значения, 25 областных государственных администраций и 76 центральных органов власти. Содержание вопросов состояло в том, чтобы выяснить:
– Существуют ли прецеденты несения ответственности органами власти за ненадлежащее исполнение Закона «О доступе к публичной информации»?
– Есть ли у органов власти возможность давать ответы на информационные запросы на должном уровне?
– Пользуются ли украинцы своим правом знать?
Для исследования использовались данные, полученные в ответ на информационные запросы. К сожалению, не все органы власти ответили на все поставленные вопросы, а некоторые проигнорировали запросы вообще. Однако, мы получили достаточное количество ответов на каждый из вопросов, чтобы оценить состояние доступа к публичной информации в Украине.
Существование прецедентов ответственности чиновников за нарушение закона дало ответ сразу на два вопроса: есть ли механизм влияния на соблюдение чиновниками норм закона и готовы ли граждане защищать свои нарушенные права.
Только в 18 % органов местной власти и 23 % ЦОВ поступали судебные иски из‑за ненадлежащего выполнения ЗУ «О доступе к публичной информации» в период с начала до сентября 2012 года. Суд отказал в удовлетворении половины исков в органы местной власти и каждого четвертого иска к центральным органам власти.
Что касается предписаний прокуратуры, то на ненадлежащее исполнение Закона о доступе они выносились лишь в отношении городских советов, а к ЦОВ и ОГА, которые предоставили ответ на этот вопрос, предписания не выносились. Кроме того, не было ни одного случая взыскания штрафов с чиновников за нарушение Закона о доступе.
На обеспечение работы подразделения, отвечающего за доступ к публичной информации, в 2012 году деньги выделяются лишь некоторыми государственным администрациям, среди которых: КГГА, Винницкая, Днепропетровская, Ивано‑Франковская, Кировоградская, Сумская и Харьковская ОГА, а это лишь 16 % органов местной власти. В то же время, среди центральных органов власти выделяют отдельные средства на обеспечение работы подразделения только 13 %.
В течение этого года в органы власти поступили тысячи запросов на информацию всеми возможными способами связи. Статистические данные указывают на то, что наиболее удобной для украинцев является отправка информационных запросов по почте, но не менее популярно использование электронной почты. При этом очень маленький процент людей использует телефон или факс для получения публичной информации.
Наконец, среди украинцев до сих пор нет четкого понимания разницы между обращениями граждан и информационными запросами. Важность этого вопроса обусловлена тем, что эти два способа коммуникации между гражданами и властью регулируются двумя разными законами, а следовательно, и процедура получения ответов отличается. Однако здесь стоит отметить, что иногда сами чиновники не до конца понимают эту разницу и сознательно или несознательно нарушают закон, классифицируя информационные запросы как обращение.
Такие выводы об обеспечении права знать в Украине были сделаны экспертами Центра политических исследований и аналитики.