Мы проанализировали промежуточные финансовые отчеты 9 кандидатов в депутаты на внеочередных парламентских выборах в 183 округе, чтобы выяснить, сколько официально стоил 1 голос, отданный за кандидата.
При этом мы отчетливо представляем себе, что показанные официальные траты – это верхушка айсберга, так как львинную долю затрат, которые проследить сложно, кандидаты просто не показали.
Поэтому представленные цифры демонстрируют только то, что прошло через официальные фонды кандидатов.
Еще 20 кандидатов решили перед ОИК не отчитываться, и узнать их затраты на кампанию избирателю не получится.
Рекордсменом по количеству потраченных средств и антирекордсменом по полученному результату стал бизнесмен Сергей Рыбачок.
Избирательный фонд Рыбачка составил 453 780 гривен. Все деньги на счет кандидат вносил лично.
44 700 гривен Рыбачок потратил на предвыборную агитацию. Из них 40 700 гривен он потратил на печать агитпродукции и 4000 на видеозаписи.
Еще 325 904,40 грн кандидат потратил на использование средств массовой информации.
Так, 293 804,40 гривен составила оплата эфирного времени. За услуги телеканалов он заплатил 287206,40 гривен и 6598 гривен он заплатил радиостанциям.
32 100 гривен составила публикация материалов в печатных СМИ.
Еще 82 908 гривен кандидат потратил на другие виды агитации. Эти средства пошли на оплату контекстной рекламы в интернете, которая заполонила все мониторы херсонцев и размещение на биллбордах.
Банковские услуги составили 100 гривен.
За кандидата Сергея Рыбачка проголосовало 418 избирателей. Соответственно один голос обошелся ему в 1085,59 гривен.
Депутат облсовета, директор театра Александр Книга собрал на свой предвыборный счет 347 514 гривен. При чем сам кандидат положил на счет всего 14 000 гривен. Остальные деньги внесла партия УКРОП и физические лица. Партия выделила на участие своего кандидата в выборах 207 800 гривен, а граждане скинулись Книге на сумму 125 714 гривен.
На листовки театрал потратил 33 950 гривен.
На СМИ – 233 339,52 грн.
При этом на ТВ рекламу потратил 148 998 гривен, на радиоэфиры 18252,52 гривен, а на печатные СМИ 66 089 гривен.
Биллборды с рекламой Книги стоили 78 721 грн.
Еще 1500 гривен кандидат отнес к другим тратам.
На счету после выборов осталось 3,48 гривен.
Александр Книга по результатам выборов стал шестым, набрав 1 568 голосов избирателей. Один голос стоил укроповцу 221,62 гривен.
Кандидат от «Оппозиционного блока» Анна Середа смогла собрать в свой предвыборный фонд 403 200 гривен. При этом 39500 гривен на счет внесли физические лица, а 363 700 гривен сама кандидат, которая официально работает экономистом на судозаводе.
Изготовление материалов предвыборной агитации стоило Середе 41 020 гривен.
Еще 304 261 гривен Анна записала в графу «Использование средств массовой информации».
Из них 160 391,80 гривен стоило эфирное время на телевидении, 17 791,2 гривен стоил радиоэфир и 126 078 гривен стоила публикация в печатных СМИ.
22 680 гривен стоила внешняя реклама на биллбордах.
Другие виды затрат на кампанию Середы составили 35 040 гривен.
На счету у Анны Середы в конце выборов осталось 199 гривен.
Анна по результатам выборов заняла 4 место, набрав 2 660 голосов. Один голос обошелся ей в 151,50 гривен.
Андрей Путилов, занявший второе место официально потратил 415 077 гривен. Именно такой размер фонда в отчете показал кандидат. Все средства, внесенные в избирательный фонд – личные деньги кандидата.
На печать агитационных материалов Андрей Путилов потратил 208 794 грн.
На оплату за использования средств массовой информации глава облсовета потратил 203 844 гривен. Из которых 135 848 ушло на оплату эфирного времени на телевидении и 67 996 на публикации в печатных СМИ.
Еще 2439 гривен он отнес к другим затратам.
По результатам выборов Андрей Станиславович набрал 4 587 голосов. Соответственно один голос стоил ему официально 90,48 гривен.
Победитель выборов Юрий Одарченко положил на свой предвыборный счет 504 712 гривен. За вычетом 120 гривен банковских услуг, его избирательный фонд составил 504 592 гривен.
На печать предвыборной агитации он потратил 16 360 гривен. Из них 5860 гривен потратили на печать листовок и плакатов, а 10500 гривен на сувениры и кинцтовары.
Львиную долю средств – 419 863,34 грн. Юрий Одарченко потратил на СМИ.
Оплата эфирного времени на ТВ и радио стоила кандидату 356 908, 34 грн.
Еще 62 955 гривен стоила публикация агитации в печатных СМИ.
Размещение своего лица и лозунгов о геноциде села на рекламных плоскостях обошлось кандидату в 46 377,5 грн. Еще 800 гривен Одарченко заплатил за аренду зала для агитации.
Другие виды затрат составили 21006,06 грн.
По окончании выборов у кандидата осталось на счету 185,10 грн.
По результатам выборов Юрий Одарченко набрал 6 694 голосов избирателей. Соответственно, один голос стоил ему 75,35 гривен.
Ольга Осипенко во время выборов смогла собрать на свой счет кандидата 42 700 гривен. Из которых 10 000 гривен кандидат внесла сама, а 32 700 гривен внесли физические лица.
Печать материалов стоила Ольге 18 000 гривен. Оплата эфиров на радио 5000,02 грн. Телереклама – 8186,40 грн.
Биллборды и ситилайты стоили кандидату 11 468 гривен.
По результатам выборов на счету осталось 45,45 грн.
Ольга Осипенко по результатам выборов вошла в десятку, набрав 834 голосов. Соответственно, один голос обошелся ей в 51,14 гривен.
Яна Ковалева решила много на выборы не тратить и внесла на счет 4959,2 гривен. Эта сумма и составила ее избирательный фонд.
На изготовление предвыборных материалов Яна потратила 3217 гривен. Из которых 1357 гривен стоили листовки, плакаты и буклеты, и в 1860 гривен обошлись сувениры и канцтовары.
Еще 1706 гривен Ковалева заплатила за эфирное время на ТВ.
10 гривен составили услуги банка.
На счету у Яны Ковалевой осталось 23 гривны.
Кандидат, по результатам выборов набрала 108 голосов. Соответственно один голос обошелся Яне Николаевне в 45,70 гривен.
Поселковый голова Чернобаевки Игорь Дударь официально не потратил на выборы ни копейки собственных средств. Все 63 792,98 гривен на его избирательный фонд положили физические лица.
Потратил кандидат все до копейки. На печать агитпродукции – 33 215 гривен. На радиоэфиры – 700 гривен. Еще 1800 гривен стоила печать материалов в печатной прессе.
8600 гривен стоила аренда биллбордов.
Оставшиеся 19477,98 гривен пошло на другие затраты.
На выборах Игорь Дудар занял пятое место, набрав 1 593 голосов избирателей. Один голос стоил ему 40,04 гривен.
Бронзовый призер выборов на 183 округе Михаил Опанащенко, при том, что по нашим личным ощущениям провел самую дорогостоящую кампанию, с агитмобилями, сотнями биллбордов и многотысячными тиражами газет, официально показал минимальные траты.
Всего на счет кандидата перечислили 152 301 гривен. При чем, все деньги поступили от физических лиц. Сам кандидат не пожелал положить на счет ни копейки.
На печать агитации Михаил якобы потратил 4600 гривен.
На СМИ же 138 839,02 грн. Это объясняется легко. Редакторы СМИ боятся санкций за нарушение публикации политрекламы не за деньги фонда, тогда как остальным участникам процесса чаще всего плевать, как оплачиваются их услуги.
Телеканалам Михаил заплатил за рекламу 52 404,20 грн, радиостанциям – 16 828,82, печатным СМИ 69 606 грн.
На биллборды Опанащенко потратил якобы 8 861,80 грн.
На счету у кандидата осталось 18 копеек.
Набрал Михаил Опанащенко в результате 4 099 голос избирателей. Один голос обошелся кандидату-врунишке официально в 37,15 гривен.