Варшава встретила прохладной погодой, звенящей чистотой и пустыми улицами. Я не был здесь ровно 10 лет. За это время Польша сделала чувствительный рывок в экономике, а Украина пережила не один политический и экономический кризисы, а сейчас ведет войну с российскими оккупантами.
Сам город за 10 лет не особо изменился. Выросли новые здания, полностью обновился парк общественного транспорта, и заметно уменьшилось количество внешней рекламы. Это, кстати особо бросается в глаза, после того же Киева.
Наша небольшая группа из 14 человек по приглашению Хельсинского фонда по правам человека участвует в проекте «Свобода политической дискуссии и доступ к информации – поддержка независимых СМИ Крыма». Постараюсь оперативно записывать услышанное и увиденное, ведь приехали мы для того, чтобы понять, почему у поляков получилось провести ряд реформ, которые позволили стране вырваться в лидеры восточной Европы.
В первый день, сегодня, мы пообщались с двумя знаковыми людьми: Ежи Стемпенем, и Славомиром Цибульским.
Первый поистине легендарная фигура. На первых демократических выборах 1989 года он возглавлял центральную избирательную комиссию, а позже был главой Конституционного суда Польши.
Неудивительно, что в ходе лекции речь шла об избирательном законодательстве, и связанных с ним проблемах в Польше и в Украине.
В Польше в данный момент на местных выборах действует, как и пока в Украине, смешанная система . 50% местных депутатов избираются по партийным спискам, а 50 по мажоритарным одномандатным округам.
По словам господина Стемпеня, эта система в Польше не эффективна, так как всего около 5% избирателей понимают как это работает. 90% поляков совершенно не понимают, кого и как они выбирают. Хотя, тот закон, который планируют принять в Украине, по которому вводятся псевдо открытые списки, по словам эксперта, еще опасней.
Посещая круглый стол в мае во Львове, Ежи предостерёг коллег из Украины, что последствия его принятия могут быть непредсказуемыми.
«Хочу ошибаться, но это может привести к хаосу», – заявил он.
Кроме того, пан Ежи Стемпень считает, что все попытки привести представительскую демократию к западным стандартам в Польше, пока не увенчались успехом.
«Нам до сих пор ближе восточная традиция власти, и это опасно. Восточная традиция очень лёгкая. Там кто-то другой принимает решение – и это легко, но последствия, как в России, могут быть катастрофическими. Мы в Польше считаем, что власть должна принадлежать институциям. Нужно уходить от восточной модели распределения полномочий», – считает Стемпень.
Коснулись мы в ходе беседы и децентрализации. Поляки прошли этот путь, и считают, что объединение общин, и административная реформа – один из ключевых этапов успеха Польши.
В тоже время, эксперт считает, что успех децентрализации – это инфраструктура. Поляки вложили огромные деньги в постройку новых школ, больниц и дорог, при этом без помощи Евросоюза. Украине, кстати особо на помощь в этом деле он советует не надеяться, а строить все за свои. Кстати, сейчас Польша закрывает часть школ, построенных тогда, но делают это местные общины, если считают, что так будет лучше.
«Если бы я мог сейчас советовать, что следует делать украинцам, я бы советовал продвигать идею самоуправления, строить это самоуправление, тем более во время цивилизационной войны, которая идет на украинской земле», -считает он.
Местной власти эксперт рекомендует выдавать разрешение на строительство всего, что хотят строить инвесторы, без проволочек. В скором времени это принесет свои плоды.
Вторую лекцию для нас читал полковник полиции в отставке эксперт ХФПЧ Славомир Цибульский.
Главный успех полиции Польши, по словам Славомира – то что избранный в новой Польше президент был диссидентом, как и премьер. Оба страдали от милицейского произвола, сидели в тюрьме, поэтому построение новой полиции для них было делом чести.
Полиция в Польше имеет огромный уровень доверия. В 2009 году, например, этому органу доверяло больше поляков, чем католической церкви. Опережают полицию только частные СМИ и армия.
Уровень доходов полицейского стабильно высок. Зарплата стартует с 300 евро у новобранца, и доходит до уровня зарплаты у президента страны у высших командиров. Очевидно, что в стране с достаточно высоким уровнем безработицы люди в погонах боятся потерять работу, а значит уровень злоупотреблений в полиции – минимален.
Полиция жестко подчиняется местным органам власти. Раз в год руководство местной полиции отчитывается о своей работе перед представителями самоуправления, при этом мэр может требовать отчет о работе вообще в любой момент. Руководителей полиции в обязательном порядке до назначения, согласовывают с местными властями.
Кроме собственно полиции, в Польше существует городская стража, функции которой с 1 июля существенно ограничили, и по мнению эксперта скоро она прекратит свое существование.
Учат бедующих полицейских всего 6 месяцев. При этом никаких предметов у них нет. Курсант за это время должен выучить 54 задания, которые есть у полиции, и на практике продемонстрировать навыки. Все полицейские начинают службу в патрульной службе, и через три года могут выбрать себе специальность.
Главная опасность для нечистых на руку полицейских – СМИ. Обиженные стражами порядка, как правило, обращаются к журналистам, и скрыть любое правонарушение практически невозможно.
Это короткая аннотация, и уже в ближайшие дни я покажу, как выглядит полицейский участок небольшого города.
На этом первый день в Варшаве окончен, и наша группа едет в маленький городок Волюнь, на примере которого мы лучше сумеем понять, как у Польши получилось, и что следует делать, либо не делать нам. По словам господина Стемпеня, Велюнская земля – это середнячек среди гмин Польши. Первый отчет о пребывании группы в Велюни читайте уже завтра.