После посещения суда, о котором я писал вчера, мы перешли на противоположную сторону улицы и попали в офис местного вещателя – Радио Велюнской земли.
Встречал нас директор радиостанции пан Габриель Выгляндач, который работает на радиостанции с 1998 года, с перерывом, о причинах которого просил не спрашивать. Сама же станция существует с 1994 года.
Радиостанция вещает на территорию всего Велюнского повета (района) 24 часа. Учредитель, и хозяин станции Велюнская гмина, но ни гроша из бюджета гмины на свою деятельность радиостанция не получает. Вернее, не получает просто так. Гмина ежегодно заключает с радиостанцией договор на рекламные услуги, и информирует слушателей о деятельности самоуправления, как бы рекламируя его.
«Но это не значит, что мы постоянно хвалим гмину, бургомистра или других представителей власти. Мы сообщаем нашим слушателям и о проблемах, иногда злоупотреблениях и ошибках власти, и это нормально», – рассказывает Габриель.
На радиостанции трудится 17 сотрудников. Самый важный отдел – рекламный, так как на обеспечение работы станции в месяц нужно тратить около 100 тысяч злотых ( около 25 тысяч евро), которые можно получать только от рекламы.
Кроме рекламы гмины и других органов власти, тут получают доход из двух источников: коммерческой рекламы и спонсорских разговоров. И если первый вид заработка не требует объяснений, и привычен нам, то второй нужно объяснить.
Спонсорские разговоры – это вполне законный вид рекламы, который заключается в обычной беседе в студии с представителем компании, в ходе которого, он произносит заранее оговоренные фразы, которые должны в той или иной мере рекламировать фирму либо товар. Наши СМИ частенько грешат этим, но стесняются называть вещи своими именами. тут же наоборот, считают, что н чего зазорного в этом нет.
Как правило, рекламируют тут местные компании их услуги, например завод «Корона», который производит и экспортирует свечи в более чем 50 стран, в том числе и в Украину. Но есть так же и клиенты национального масштаба. Кроме того, в Польше существует объединение из 57 радиостанций, которые обмениваются рекламой, и сотрудничают с глобальными рекламодателями.
Конкурентов у радиостанции нет. В повете выходит четыре газеты, и транслируется несколько национальных радиостанций, которые не освещают местную жизнь. Нет тут и полноценного местного телевидения. Разве что одна из обслуживающих компаний, имеет свою кабельную сеть, и студию, продукт ,снятый в которой транслирует потребителям. Но их аудитория ограничивается жителями многоквартирных домов, где проживает не более 30% жителей Велюня.
Основной контент станции: музыка, новости и разговорные передачи. Репутацией редакция дорожит, поэтому четко следует стандартам, не смотря на сложности, которые стоят перед журналистами. Например, одной из таких сложностей является проблема маленького города. По словам директора очень сложно критиковать чиновника, если знаешь его с детства, или живешь с ним рядом. Но, журналисты стараются быть непредвзятыми, и нивелируют эти проблемы любовью слушателя.
Нужно сказать, что слушают это радио многие водители, продавцы в магазинах и даже наша группа, после посещения редакции в автобусе попросила водителя переключить именно на эту станцию.
Девиз радиостанции – «Единственное такое радио» очень показателен. Очень хочется, чтобы у нас появлялось как можно больше подобных локальных СМИ, без громкого названия «Общественное», но со всеми присущими таким СМИ показателями. В первую очередь это касается финансовой независимости.