Общепринятой датой рождения фотографии считается 1839 год. Фотография появилась во Франции и очень быстро распространилась по миру. Настолько быстро, что уже в 1843 г. в Одессе уже работали три фотографа, и с каждым годом их число росло. В «Одесском вестнике» за 1855 год помещено такое объявление: «На Итальянской улице, в доме Тальянского, под № 12, открыта фотография художника Абрама Хлопонина ежедневно с 10-ти утра до 6-ти вечера. Портрет – 8 рублей серебром без красок; с красками 12–15 рублей сообразно с величиною портрета». Деньги, кстати, колоссальные – нынешняя минимальная месячная зарплата! (* у нас сейчас очень маленькие зарплаты).
Несомненно, в Херсон фотография пришла из Одессы. Когда – точно неизвестно. Но ясно, что при таких высоких ценах на один снимок развиваться могли только портретные ателье. Хотя ради личного интереса фотографы, конечно же, снимали и город. В 50-е годы XIX в. такие фотографии должны были быть. Иногда свой интерес возникал и у государственных структур.
Самые ранние выявленные нами фотографии Херсона помещены в сборнике «Труды Херсонского губернского статистического комитета», изданного в 1863 р. Причем, это – настоящие снимки, вклеенные в книгу. Жаль, тираж не известен. Книга состоит из двух частей. В первой части на одной из первых страниц вклеен «Вид части города Херсона», во второй – «Вид памятника князю Потёмкину». Это – уникальные фотографии. Учитывая то, что город постоянно изменяется, что за каких-нибудь 20 лет происходят перемены очень серьезные, то для исследователей эти снимки поистине являются «кладезем знаний».
![Первая фотография выполнена с речной деревянной пристани улицы Ришельевской (Октябрьской Революции) в сторону города Первая фотография выполнена с речной деревянной пристани улицы Ришельевской (Октябрьской Революции) в сторону города](/images/content/2012/history/ks1.jpg)
Глядя на этот снимок, понимаешь, как много современный Херсон потерял, отгородившись от Днепра морским портом!
Вторая фотография представляет Потемкинский бульвар с памятником Потемкину. Памятнику на этом снимке всего лишь 27 лет. Есть подозрение, что снимок сделали для отчета о проведенных работах по благоустройству бульвара. Интересно, что в те времена никакого театра у бульвара еще не было, и поперечная аллея, уходящая влево, вливалась в Комсомольскую улицу в том ее участке, на котором сейчас расположено кафе «Ностальжи». Да и здания Губернской земской управы с правой стороны этой аллеи тоже не было (сейчас в нем поликлиника Роддома №1). Эх, был бы этот снимок пошире – впечатляющих размеров оказался бы бульвар.
![Павловский парк. Ротонда Павловский парк. Ротонда](/images/content/2012/history/ks3.jpg)
Следующий снимок – «Потемкинская улица. Гимназический бульвар» – вызывает вопросы. Потемкинская улица (Карла Маркса) имеет уклон и ведет к Днепру, а уклона мы не видим. Вероятно, здесь показан перекресток Соборной (Ленина) и Потемкинской улиц. Тогда в современном представлении справа окажется нынешняя троллейбусная остановка «ДК Шмидта», а слева – сквер Ленинской Искры (Гимназический бульвар).
Вид «Потемкинский бульвар» нам уже знаком по фотографии 1863 г., но выполнен, по-видимому, ранней весной.
И наконец, последняя фотография – «Привозная площадь. Гостиный ряд». Панорамные фотографии всегда важнее, поскольку информации о городе они дают гораздо больше. Этот снимок выполнен с колокольни Покровской церкви. Сейчас на ее месте установлена скульптура Покрова Богородицы в сквере за ЗАГСом.
В центре – церковь Святого Духа, причем еще квадратная в плане. Только в начале ХХ века ее расширят так называемой «трапезной». Перед храмом высится колокольня, фактически – Преображенская церковь, которая дала название улице Преображенской (Декабристов). Колокольня была разрушена в годы войны. Левее от нее – водонапорная башня. Несмотря на то, что снимок дает довольно широкую панораму, в его границы едва вмещается пространство рынка Привоз. Торговые ряды со сплошной колоннадой хорошо видны в правой части снимка. На переднем плане видна застройка участков, на которых ныне находятся два здания по ул. Комсомольской, №18 и №20. Участок, ближний к нам, впоследствии выкупил Самуил Писаренко и выстроил на нем доходный дом и свой театр (Филармонию).
«Херсонские губернские ведомости» в 1868 году писали: «Фотография в наше время находит для себя все более и более применений: так, она применяется в скульптуре, астрономии, медицине, давно введена на западе Европы и в полицейские розыски, только мы, русские, несколько отстали в этом деле от своих соседей». Херсонский краевед Евгений Горностаев отыскал информацию, что в Херсоне попытка применить фотографию к полицейским розыскам была сделана еще в марте 1867 года. С этой целью открыли губернскую фотографическую мастерскую, оборудование для которой было приобретено на средства губернской типографии. Художник Крестоносцев обязался безвозмездно обучать фотоделу командированных к нему двух молодых людей.
Как знать, возможно, эти пять снимков были выполнены Крестоносцевым.
Фотографии с видами Херсона перестали быть редкостью с 1902 года, когда в продаже появились фото-открытки. Причем масштабные, превышающие сотни видов, серии открыток печатались не только в Херсоне, но и в Петербурге, Москве, Варшаве, и даже в Дрездене и Стокгольме. Но это уже совсем другая история.