Общепринятой датой рождения фотографии считается 1839 год. Фотография появилась во Франции и очень быстро распространилась по миру. Настолько быстро, что уже в 1843 г. в Одессе уже работали три фотографа, и с каждым годом их число росло. В «Одесском вестнике» за 1855 год помещено такое объявление: «На Итальянской улице, в доме Тальянского, под № 12, открыта фотография художника Абрама Хлопонина ежедневно с 10-ти утра до 6-ти вечера. Портрет – 8 рублей серебром без красок; с красками 12–15 рублей сообразно с величиною портрета». Деньги, кстати, колоссальные – нынешняя минимальная месячная зарплата! (* у нас сейчас очень маленькие зарплаты).
Несомненно, в Херсон фотография пришла из Одессы. Когда – точно неизвестно. Но ясно, что при таких высоких ценах на один снимок развиваться могли только портретные ателье. Хотя ради личного интереса фотографы, конечно же, снимали и город. В 50-е годы XIX в. такие фотографии должны были быть. Иногда свой интерес возникал и у государственных структур.
Самые ранние выявленные нами фотографии Херсона помещены в сборнике «Труды Херсонского губернского статистического комитета», изданного в 1863 р. Причем, это – настоящие снимки, вклеенные в книгу. Жаль, тираж не известен. Книга состоит из двух частей. В первой части на одной из первых страниц вклеен «Вид части города Херсона», во второй – «Вид памятника князю Потёмкину». Это – уникальные фотографии. Учитывая то, что город постоянно изменяется, что за каких-нибудь 20 лет происходят перемены очень серьезные, то для исследователей эти снимки поистине являются «кладезем знаний».
Глядя на этот снимок, понимаешь, как много современный Херсон потерял, отгородившись от Днепра морским портом!
Вторая фотография представляет Потемкинский бульвар с памятником Потемкину. Памятнику на этом снимке всего лишь 27 лет. Есть подозрение, что снимок сделали для отчета о проведенных работах по благоустройству бульвара. Интересно, что в те времена никакого театра у бульвара еще не было, и поперечная аллея, уходящая влево, вливалась в Комсомольскую улицу в том ее участке, на котором сейчас расположено кафе «Ностальжи». Да и здания Губернской земской управы с правой стороны этой аллеи тоже не было (сейчас в нем поликлиника Роддома №1). Эх, был бы этот снимок пошире – впечатляющих размеров оказался бы бульвар.
Следующий снимок – «Потемкинская улица. Гимназический бульвар» – вызывает вопросы. Потемкинская улица (Карла Маркса) имеет уклон и ведет к Днепру, а уклона мы не видим. Вероятно, здесь показан перекресток Соборной (Ленина) и Потемкинской улиц. Тогда в современном представлении справа окажется нынешняя троллейбусная остановка «ДК Шмидта», а слева – сквер Ленинской Искры (Гимназический бульвар).
Вид «Потемкинский бульвар» нам уже знаком по фотографии 1863 г., но выполнен, по-видимому, ранней весной.
И наконец, последняя фотография – «Привозная площадь. Гостиный ряд». Панорамные фотографии всегда важнее, поскольку информации о городе они дают гораздо больше. Этот снимок выполнен с колокольни Покровской церкви. Сейчас на ее месте установлена скульптура Покрова Богородицы в сквере за ЗАГСом.
В центре – церковь Святого Духа, причем еще квадратная в плане. Только в начале ХХ века ее расширят так называемой «трапезной». Перед храмом высится колокольня, фактически – Преображенская церковь, которая дала название улице Преображенской (Декабристов). Колокольня была разрушена в годы войны. Левее от нее – водонапорная башня. Несмотря на то, что снимок дает довольно широкую панораму, в его границы едва вмещается пространство рынка Привоз. Торговые ряды со сплошной колоннадой хорошо видны в правой части снимка. На переднем плане видна застройка участков, на которых ныне находятся два здания по ул. Комсомольской, №18 и №20. Участок, ближний к нам, впоследствии выкупил Самуил Писаренко и выстроил на нем доходный дом и свой театр (Филармонию).
«Херсонские губернские ведомости» в 1868 году писали: «Фотография в наше время находит для себя все более и более применений: так, она применяется в скульптуре, астрономии, медицине, давно введена на западе Европы и в полицейские розыски, только мы, русские, несколько отстали в этом деле от своих соседей». Херсонский краевед Евгений Горностаев отыскал информацию, что в Херсоне попытка применить фотографию к полицейским розыскам была сделана еще в марте 1867 года. С этой целью открыли губернскую фотографическую мастерскую, оборудование для которой было приобретено на средства губернской типографии. Художник Крестоносцев обязался безвозмездно обучать фотоделу командированных к нему двух молодых людей.
Как знать, возможно, эти пять снимков были выполнены Крестоносцевым.
Фотографии с видами Херсона перестали быть редкостью с 1902 года, когда в продаже появились фото-открытки. Причем масштабные, превышающие сотни видов, серии открыток печатались не только в Херсоне, но и в Петербурге, Москве, Варшаве, и даже в Дрездене и Стокгольме. Но это уже совсем другая история.