Нашумевший киноальманах “Открытый доступ” увидели херсонцы. Его должны были показать еще в рамках фестиваля “Докудейс”, но из-за напряженной ситуации в стране решили не крутить его на большом экране кинотеатра “Мультиплекс”. В итоге фильм, прокат которого постоянно срывали бомжами, дымовыми шашками и милицией, увидели лишь 10-12 херсонцев, поклонников кино. Они собрались в небольшом херсонском офисе организаторов фестиваля ОО «Новая генерация» и на проекторе посмотрели все пять новелл киноальманаха.
Разумеется, тот факт, что фильм об открытом доступе к информации демонстрируют не в свободном интернете, а на небольших кинопоказах – уже нонсенс. Да и слухи о том, что сами создатели фильма создают преграды для просмотра альманаха, кажутся очень реалистичными. Ваш покорный слуга вообще думал, что картины просто не существует, а деньги на его создание потратили на хипстерские вещички, девайсы от Стива Джобса и поездки в США, для написания эпопеи о Павле Лазаренко.
Фильм, который предназначен для широких масс, в Херсоне посмотрели лишь избранные. Вопросов к создателям и организаторам показа альманаха уйма. Но главный – почему “Открытого доступа” нет в интернете?
Перейдем к самому фильму. Он состоит из 5 новелл, которые связывают попытки людей достучаться к органам власти с помощью «Закона о публичной информации». Каждая из этих попыток заканчивается по-разному.
Первая новелла «Межигорье» – это гламурный локомотив альманаха. В ней рассказывается о избитой еще 2 года назад теме Межигорья. Столичный журналист Сергей Лещенко пытается узнать о условиях передачи Межигорья во владения президента, но у него ничего не выходит. В общем – это видео и текст из «Украинской правды», только озвученный гнусавым голосом Лещенко.
Интересно было наблюдать за реакцией малочисленного зрителя. Половина собравшихся людей, похоже, вообще впервые слышала о такой проблеме.
В следующей части фильма под названием «Афганец» ситуация еще более безысходная. Но более показательная, чем в предыдущей. Ветеран стоит в очереди на квартиру и не может никак её получить. Напоминает ситуацию с очередями на получение квартиры работников ХБК.
Новелла «Школа» показывает зрителю проблему сельской школы. Учебное заведение закрывают, запросы пишутся, суды выигрываются, а дети так и не могут пойти на урок. На фоне этого жителям села угрожают, а райсовет покупает автомобиль за 50 000 гривен.
В части «Будинок з химерами» повествуется о преподавателе высшей математики, у которого забирают квартиру в доме. Дом представляет историческую ценность, но кого это сегодня волнует в Киеве? Он горит, его разрушают, людей выселяют в отдаленные районы столицы, но доцент НАУ стоит на своём. Он выигрывает суд за судом и отстаивает свою квартиру.
Заключительная часть «У кутку» о проблеме транспорта в селе. Несколько лет деревенская активистка писала запросы и транспорт с горем пополам пустили мимо села.
В целом альманах напомнил просто набор сюжетов на злобу дня в выпуске новостей или передаче журналистских расследований. Просто интересное документальное кино о «Законе о публичной информации». Которое может бы и осталось практически незамеченным, если бы не пиар-акции, запреты на его показ и гламурный налет Межигорья, Лещенко и Найема.
П.С. На просмотре был замечен неопознанный объект. Он был одет в непонятную форму танкиста или казака, увешан непонятными медалями, активно реагировал, комментировал и аплодировал фильму. Также мужчина пытался общаться с людьми на понятные только ему темы. Как этот товарищ оказался на просмотре – загадка. Читатели, помогите пожалуйста опознать героя. На фото герой стоит сзади с усами.
Олег Ткачук