Одной из самых острых проблем для людей, которые вынуждены были покинуть свои дома в связи с проведением АТО, является проблема жилья.
Переселенцы обычно или обходятся временным жильем на условиях субсидии, без необходимости арендной платы, но и без права собственности. Вторым вариантом является получение жилья на комбинированных условиях – через конкретный отрезок времени, с отсроченной выплатой и т.д.
Эксперты и координаторы проекта “Защита прав внутренне перемещенных лиц” предложили собственные пути реализации права на жилье.
Главной проблемой, по мнению экспертов, является невозможность для переселенцев решить вопрос законным способом.
По закону эти вопросы могут решать местные власти, если они имеют соответствующий фонд жилья. Во всех областях констатируется отсутствие (недостаточность) такого фонда в коммунальной собственности. Даже при условии существования на балансе местных органов власти жилья, которое могло бы быть передано переселенцам в пользование, оказывается, что оно остается невостребованным из-за специфики расположения и особенности самой категории.
А Постановление КМУ от 01.10.2014 № 505 «О предоставлении ежемесячной адресной помощи внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на жилье, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг» фактически перекладывает ответственность за размещение внутренне перемещенных лиц на них самих.
Эксперты проекта предлагают решить проблему жилья у переселенцев за счет иностранных доноров.
Одним из путей является создание резервного фонда жилья в коммунальной собственности, хотя бы на короткий срок лишило проблем тех переселенных, которые не имеют возможности самостоятельно снимать жилье.
Это могут быть так называемые модульные городки, имеющие все необходимое для проживания.
Об опасности такого решения отмечал эксперт Центра политических студий и аналитики Сергей Карелин: «Есть угроза того, что модульные городки превратят в так называемое гетто. Внутренне перемещенные лица не должны быть изолированными от коренных жителей. Поэтому решая проблему жилья таким образом, следует очень четко продумать все детали и предусмотреть возможные риски».
Одним из выходов также является восстановление жилого фонда (общежитий – прим.авт), который находится в коммунальной собственности, но долгое время не использовался.
В этом случае преимущество получают не только переселенцы, но и городские власти. Ведь восстановленный жилой фонд можно использовать также для обеспечения потребностей местного населения.
Пополнение фонда должно происходить на основе специально созданного реестра объектов, которые могут быть использованы с такой целью (долгострои, здания, принадлежащих различным ведомствам) с их оперативной передачей местным органам власти и дальнейшим финансированием из разных источников.
Для тех, кто арендует жилье самостоятельно, предлагается, кроме увеличения размера государственной помощи также:
1.Комбинирование государственной помощи с программами финансовой адресной помощи со стороны иностранных доноров переселенцам именно для оплаты жилья.
2. Формирование в коммунальной собственности определенного фонда транзитного жилья (на балансе общественных организаций), которое могло бы временно предоставляться переселенным, в случае внезапного разрыва договора аренды.
Проект осуществляется при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Украине в рамках Программы защиты прав человека