Владислав Мангер возглавляет Херсонский облсовет совсем недолгий период, но за это время уже надежно связал свое имя с теми негативными и порой абсурдными событиями, которые происходят в Херсонской академии непрерывного образования. Если учесть, что этот вуз находится в ведении областного совета и финансируется из его бюджета, то вполне справедливо, что в конечном счете именно глава облсовета отвечает за все происходящее в нем.
А происходит там немало интересного. Например, структурная реформа, о которой очень полезно знать широкой общественности. Ученый совет академии проголосовал за нее в самом конце лета. Есть все основания предполагать, что она проводится с подачи Владислава Мангера. Как известно, глава облсовета благоволит ректору заведения Анатолию Зубко, о чем знает уже вся Украина. Так в чем же суть этой структурной реформы?
Чтобы реально оценить ее, необходимо иметь объективные критерии. Они содержатся в Законе Украины «Про вищу освіту», где, в частности, определено, что «основними структурними підрозділами вищого навчального закладу є факультети, кафедри, бібліотека» (Ст. 33, ч. 3). Развивать вуз – значит развивать прежде всего кафедры, т.е. увеличивать их число, создавать новые, усиливать старые. Что же содержит структурная реформа ХАНО, проводимая ректором Зубко (при молчаливом одобрении Мангера)?
Во-первых, уменьшение числа кафедр. Было их 5, стало 4. Вы себе представляете серьезный вуз, где всего-то 4 кафедры? Это в лучшем случае небольшой факультет. Но руководящую парочку Зубко – Мангер это вполне устраивает.
А знаете, какие кафедры в академии на днях объединили? Те, что в принципе были не объединяемые: кафедры «теорії і методики викладання суспільствознавчих і гуманітарних дисциплін» и «теорії і методики викладання природничо-математичних і технологічних дисциплін». Теперь на этой слитой кафедре вместе оказались физика, литература, химия, история, информатика, право, приророведение, методика их изучения и называется она – «кафедра теорії і методики викладання навчальних дисциплін». Ну как вам? Глупо? Очень. Глупо и грустно.
Нужно отметить, что в каждом нормальном вузе особой поддержкой всегда пользуется идеологическая кафедра, где собраны обществоведческие дисциплины и которая выполняет важнейшую мировоззренческую роль. Как бывший партийный номенклатурщик, Зубко не может этого не знать. Так вот, в академии по инициативе ректора (наверно, при полной поддержке Мангера) эту кафедру просто убили. Все, ее больше нет. А две педагогические кафедры, в которых, по большому счету нет необходимости, в ходе реформы остались. Осталась еще одна кафедра – «теорії і методики дошкільної і початкової освіти та мовних комунікацій». Какое отношение имеют «мовні комунікації» к дошкольному и начальному образованию, понять трудно. С таким же успехом можно было эту кафедру назвать «теорії і методики дошкільної і початкової освіти та нанотехнологій» или, еще лучше, «… і термоядерної фізики». Немножко по-идиотски? Согласен, но так мыслит ректор (и, видимо, вместе с ним его друг Владислав Мангер).
Во-вторых, в ходе структурной реформы ХАНО образован некий «інститут підвищення кваліфікації». Звучит красиво, но не больше. Напомню, что по Закону Украины «Про вищу освіту» (Ст. 33, ч. 7, п. 2) такая структурная единица, как институт, – это далеко не главное. Он может быть, а может и не быть. Многие солидные вузы (университеты) не имеют в своем составе никаких институтов. А ХДУ отказался от формы институтов за абсолютной ненадобностью. Это так, кстати. Что же собой представляет новосозданный «інститут підвищення кваліфікації»?
За этой громкой вывеской скрывается всего-навсего методическая служба (учебно-методические отделы, лаборатории) академии – и все. Раньше методическая служба подчинялась профильным кафедрам, а теперь у кафедр ее отобрали. Снова ж таки – сильный удар по могуществу и продуктивности работы кафедр, которых, как мы знаем, и так стало меньше. В «інституті підвищення кваліфікації» в основном работают люди без научных степеней и ученых званий. Говоря объективно, это – в научном отношении – наименее квалифицированные работники академии. Теперь, согласно структурной реформе, предложенной Анатолием Зубко (очевидно, при согласовании с Мангером), повышение квалификации учителей области – это удел прежде всего методистов. Кафедры уже как бы ни при чем. Действительно, зачем доценты и профессора учителям-предметникам и вообще педагогам? Звучит нелепо? Нелепо, но это реальная суть реформы Зубко-Мангера. С экономической точки зрения создание «інституту підвищення кваліфікації» означает, что достаточно финансировать только его, т.к. он напрямую работает с учителями области и отвечает за них. Кафедры с их ученым составом, другие структурные подразделения финансировать уже и не нужно. Они как бы не при делах. Так Мангер и облсовет экономят денежки. Экономит на академии и, в конце концов, на учениках и учителях. Может, этого и добивается глава Херсонского областного совета? А почему нет?
В-третьих, требуя проведения этой структурной реформы, на ученом совете в конце лета ректор Херсонской академии непрерывного образования при всех заявил: забудьте о том, что наша академия – это вуз, где главным является повышение квалификации учителей, все, эти времена прошли. Иначе говоря, он публично признал, что займется погребением академии как вуза, специализирующегося на последипломном образовании учителей области. Зубко как руководитель не из смельчаков. Он только умеет надувать щеки и изображать из себя крутого пацана. На деле ректор ХАНО шагу не сделает без согласования «свыше» и лишь после команды «фас!» начинает имитировать бурную деятельность. Так утверждают люди, которые хорошо знают руководящие повадки этого старого номенклатурщика. Если Зубко на такое решился, значит, он заручился поддержкой главы Херсонского облсовета. Понимает ли Мангер, на что ректор ХАНО, у которого, наверно, окончательно крыша поехала, толкает его и как подставляет в качестве главы областного совета? Неужели Владислав Мангер действительно дал «добро» на эту, безусловно, разрушительную затею?
Надо отметить, что ученый совет, который недавно собирался, не был в восторге от структурной реформы ректора Зубко (при содействии или попустительстве Мангера). Людей ради этого буквально вырвали из отдыха. Вопрос, который будут рассматривать на ученом совете, предварительно не сообщили – ни по телефону, ни по электронной почте. Он держался в строжайшей тайне от коллектива. Что от них хотят среди отпуска, члены ученого совета до начала заседания официально так и не узнали. У них возникло много вопросов по этой реформе. Зубко всех давил, никому не давал говорить. Никакого обсуждения вопроса не состоялось, ни на заседании, ни тем более перед ним. Ректор ХАНО откровенно угрожал, мол, скоро будет конкурс на кафедральные должности, кто хочет тут работать – принимайте и голосуйте за структурную реформу, которая мне от вас нужна. Вел он себя грубо, бесцеремонно, как пахан. Устоять было непросто.
Вывод по результатам этой в конце концов проголосованной структурной реформы, проводимой в Херсонской академии непрерывного образования, является простым. Владислав Мангер, наверное, хочет стать начальником похоронной команды, которая займется уничтожением высококачественного последипломного образования на Херсонщине. Поскольку, чтобы развивать такое образование, нужно вкладывать в него деньги и реально развивать, создавать многообразие кафедр академии.
Так ли это, узнаем совсем скоро. Ибо не за горами выборы ректора ХАНО. А они многое покажут.
Сергей Макарчук