На телеэкраны вышел очередной сериал о войне. Казалось бы, что тут такого? Сериалы выходят на экраны страны пачками и счету им нет. Но нас сериал заинтересовал своей темой – в его основе лижит история женского авиаподразделения «Ночные ласточки» или «Ночные ведьмы». За красивым названием, спецэффектами, сценами любви и смерти зритель не увидел всей трагической истории «рожденных летать».
В последнее время тема женских воинских формирований стала очень популярной: в постсоветских странах снимают кинофильмы, сериалы, пишут книги. Помнят о них и за границей. В этом году в Риме вышла книга итальянского исследователя Миланетти Жан Пьера «Советские летчицы Великой отечественной войны – живописные истории» (Milanetti Gian Piero “Soviet Airwomen of the Great Patriotic War – A pictorial history”. – Istituto Bibliografico Napoleone, Rome, Italy, 2013).
Есть в истории женских авиавормирований и херсонский след. Именно в Херсонской авиашколе учились летчицы, ставшие прототипами героинь нового российского сериала. Но обо всем по порядку.
ОСОАВИАХИМ – КУЗНИЦА ВОЕННЫХ КАДРОВ
Для того, что бы понять, каким образом в СССР появилось в первые дни войны в рядах вооруженных сил такое количество женщин, нужно вернуться к уже озвученной аббревиатуре Осоавиахим.
Общество это появилось не на пустом месте. Ещё 22 апреля 1918 года ВЦИК РСФСР принял декрет “Об обязательном обучении военному искусству”, согласно которому мужчины и женщины в возрасте от 18 до 40 лет должны были обучаться военному делу по месту работы. В Октябре 1920 года в военной академии РККА в Москве было создано военно-научное общество (ВНО), председателем которого был избран нарком по военным и морским делам М.В. Фрунзе. В дальнейшем отделения ВНО создавались в других военно-учебных заведениях и военных частях. Их целью было повышение военных и общеобразовательных знаний военнослужащих.
В 1925 году М.В. Фрунзе на первом Всесоюзном совещании ВНО в мае 1925 года поставил задачу пропаганды соответствующих знаний среди всего населения страны: “Нам нужно покрепче внедрить в сознание всего населения нашего Союза представление о том, что современные войны ведутся не одной армией, а всей страной в целом, что война потребует напряжения всех народных сил и средств, что война будет смертельной, войной не на жизнь, а на смерть, и что поэтому к ней нужна всесторонняя тщательная подготовка еще в мирное время”.
И готовились. 8 августа 1935 г. вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР “Об Осоавиахиме”, которое призывало Осоавиахим сконцентрировать все свои силы на подготовке резервов для армии и флота. Именно в конце 1930-х гг. Осоавиахим превращается в мощную военизированную организацию, его основной задачей стала допризывная подготовка и подготовка резерва армии и флота. За два десятилетия из обычной оборонной организации Осоавиахим стал второй армией – кузницей военных специальностей. У общества появлялись свои тиры, аэродромы, учебные центры. Кроме того, были введены награды (ГТО, БГТО, Ворошиловский стрелок и др.).
Перед Великой Отечественной войной Осоавиахим подготовил до 80% военнослужащих сухопутных войск и флота и до 100% авиации. В 1938 году в ответе пропагандисту комсомольцу Иванову Сталин писал: «…было бы смешно и глупо закрывать глаза на факт капиталистического окружения и думать, что наши внешние враги, например, фашисты не попытаются при случае произвести на СССР военное нападение. Так могут думать только слепые бахвалы или скрытые враги, желающие усыпить народ…нужно всемерно усилить и укрепить нашу Красную армию, Красный флот, Красную авиацию, Осоавиахим. Нужно весь наш народ держать в состоянии мобилизационной готовности перед лицом опасности военного нападения, чтобы никакая «случайность» и никакие фокусы наших внешних врагов не могли застигнуть нас врасплох…»
К апрелю 1938 г. в рядах организации находилось 7 млн. человек, а к осени 1939 г. – более 10 млн. человек.
ЖЕНСКИЕ ПОЛКИ
«Считаю, что создание женского полка на У-2 не было вызвано военной необходимостью. Половина летного состава не дожило до победы потери были и в других полках, и, может быть, не меньше, но ведь здесь речь идет о молодых женщинах», – высказал свое мнение Герой советского Ссоюза Николай Стробыкин, выступая перед членами краеведческого кружка Херсонского дома пионеров. Подобное мнение часто озвучивается в литературе.
Но для чего же его создавали? Сложно ответить однозначно. Приказ НКО СССР 0099 от 08.10.41 г. «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии» дает сухую формулировку: « В целях использования женских летно-технических кадров приказываю к 1 декабря 1941 г. сформировать и подготовить к боевой работе: 586-й истребительный авиационный полк на самолетах Як-1, 587-й авиационный полк ББ на самолетах Су-2, 588-й ночной авиационный полк на самолетах У-2 по штату.
Скорей всего, главной целью было восполнить потери в личном составе, вследствие катастрофы в первые дни войны, когда внезапным ударом немецкой авиации были уничтожены целые авиаполки на приграничных аэродромах. А женских кадров подготовлено было достаточно. Всего на фронтах воевало около 800 тыс. женщин. По разным данным только в Херсонской авиашколе было подготовлено более 300 женщин-инструкторов. Сами они после войны вспоминали, что пришли в авиацию по призыву комсомола дать стране 150 тысяч летчиков. Страна готовилась к наступательной, победоносной войне. Не обошлось в деле формирования женских авиаполков и без идеологии. Газеты посвящали описанию подвигов женщин статьи, о них снимали киножурналы. Тысячи девчонок мечтали стать летчицами.
КУРСАНТКИ ХАШ
Херсонская военная авиационная школа Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) была основана в мае 1936 года и располагалась в здании бывшей земской управы по ул. Гоголя, 1 (ныне тут расположена женская консультация роддома Суворовского района).
Среди курсанток ХАШ все были выпускницами аэроклубов. Кого-то направили в Херсон сразу после школьной скамьи, других направили трудовые коллективы. Например, вот как описывает свой путь в военную авиацию Герой Советского Союза Ирина Себрова: «в 1936 году рабочие нашей фабрики на собранные средства приобрели самолет и подарили его Бауманскому аэроклубу. А клуб в благодарность выделил нам путевку. Так началась моя летная биография». Позже Себрова закончила Херсонсую авиашколу, стала инструктором и подготовила около 40 летчиков. Воевала в 46-й гвардейском Таманском Краснознамённом ордена Суворова 3-й степени ночном бомбардировочном авиационном полку, известному нам под названием «ночные ведьмы». Кстати в армии его называли еще «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка Евдокии Бершанской.
Точную дату зачисления первой курсантки в ХАШ определить сложно, но точно известно, что было как минимум два набора,в которых были женские группы. Об одном из них, благодаря работе все тех же поисковиков из Дома пионеров, известно больше. Да и выпуск был неординарным – все Герои Советского Союза учились в одной группе! Многие херсонцы старшего возраста даже после войны любили вспоминать, как по Суворовской строевым маршем проходили колонны курсанток, которые пели свой любимый «Авиационный марш». «Бурная жизнь самой людной улицы города словно остановилась. Не было ничего в этот миг на ней, кроме песни, четко печатающей шаг колонны и горожан, заворожено наблюдавших за ней».
Любимым местом отдыха бедующих «ночных ведьм» был сквер Карла Марса и, конечно, улица Суворовская. После войны, в письмах херсонским «красным следопытам» они писали, что любимыми местами у них были кондитерские и булочная с огромным окном, через которое был виден весь процесс производства баранок.
«Нет, не получится из вас летчиков, вы без пирожных не можете, а хотите небо покорять», – шутили курсанты.
Но когда девчата досрочно прошли теоретический курс и приступили к практике, кое-кому из парней пришлось прикусить языки: летали девушки не хуже их, а иногда и лучше.
БЕЛАЯ ЛИЛИЯ
Особо выделялась Лиля Литвяк. Белокурая, изящная девушка выглядела моложе своих восемнадцати лет. «Эта девушка рождена для неба», – после первого же ознакомительного полета сказал коллегам инструктор Черепанов. Так оно и случилось. Лиле суждено было войти в историю под прозвищем Белая лилия Сталинграда и погибнуть возрасте неполных 22 лет в бою над Миус-фронтом.
Лидия (Лиля) Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года. С 14 лет занималась в аэроклубе. В 15 лет она уже совершила свой первый самостоятельный полет. После окончания Херсонской авиационной школы лётчиков-инструкторов работала в Калининском аэроклубе. Подготовила 45 лётчиков. В 1942 году была зачислена в 586 ИАП, «женский авиаполк», приписав недостающие 100 часов налёта. Освоила истребитель Як-1. Первый боевой вылет совершила в небе над Саратовом.
В это время на капоте самолёта Лидии по её просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», и «Лилия» стала её радиопозывным.
21 мая 1943 года в бою погиб муж Лидии Литвяк Герой Советского Союза А. Ф. Соломатин. К тому времени она уже имела на своем счету десятки сбитых самолетов и аэростатов. Награждена двумя орденами. Судьба дала пережить ей мужа всего на несколько месяцев .15 июня Лидия сбила Ю-88, а затем, отбиваясь от шестёрки немецких истребителей, сбила один из них. В этом бою она получила лёгкое ранение и в госпиталь ехать отказалась.
18 июля в схватке с немецкими истребителями Литвяк и её лучшая подруга Катя Буданова были сбиты. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашютом, а Буданова погибла. В конце июля – начале августа 1943 шли тяжёлые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила 4 боевых вылета, в ходе которых сбила лично 2 самолёта противника и 1 в группе. Из четвёртого вылета она не вернулась. Командование дивизии подготовило представление Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза, но прошли слухи, что летчица попала в немецкий плен, и представление было отложено (по установленной в СССР традиции к званию Героя не могли быть представлены лица, пропавшие без вести).
В послевоенные годы однополчане продолжали вести поиски пропавшей лётчицы. Найти удалось случайно в братской могиле в селе Дмитриевка, Шахтерского района Донецкой области. Ее останки были обнаружены местными мальчишками, когда те ловили ужей. 5 мая 1990 Президент СССР Горбачёв подписал указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза посмертно. Орден Ленина № 460056 и Медаль «Золотая Звезда» № 11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.
Кроме Белой Лилии еще шестеро «херсонок» получили высшую награду СССР – Звезду Героя.
БОЕВОЙ ПУТЬ ВЕДЬМ
Их называли «ночными ведьмами», но какие они ведьмы – обычные советские девчонки со своими заботами, чувствами и переживаниями. Но порой их подвиги были на грани безрассудства.
Кстати этот «звездный выпуск» был уникален еще тем, что готовился по ускоренному курсу – готовились к передаче школы из ведения Осоавиахима под крыло ВВС.
29 ноября 1940 года решением Центрального совета Осоавиахима Херсонская авиашкола перешла в подчинение Военно-воздушных сил СССР и была перепрофилирована на подготовку офицеров летчиков-истребителей. Женщин в ХАШ больше не брали.
В полк «ночных ведьм» получили распределение Соня Бурзаева, которая стала штурманом полка, Катя Пискарева, Аня Малахова (погибла в авиакатастрофе 9 марта 1942 года в Энгельсе), Герой Советского Союза Лариса Розанова (Литвинова), Дуся Носаль, Ирина Себрова, Надежда Попова и другие.
Остальные выпускницы распределились по другим частям.
Лариса Розанова родилась 6 декабря 1918 года в Киеве в семье Николая и Марии Розановых. Её отец работал слесарем в авиационной мастерской. После окончания средней школы, устроилась на работу на обувную фабрику и поступила на курсы пилотов Киевского аэроклуба. После обучения в ХАШ работала лётчиком-инструктором в Феодосийском, а после в Кировском аэроклубе Москвы. Подготовила три группы курсантов к поступлению в летную школу.
27 мая 1942 года в составе полка Розанова прибыла на фронт. В первом боевом вылете брали участие два экипажа: командир полка Бершанская штурманом у которой была сокурсница Ларисы по ХАХ Бурзаева вылетела первой. За ней – командир эскадрильи Серафима Амосова со штурманом Розановой. Первый же пой принес успех – экипаж Розановой разбомбил цель.
В декабре 1942 года Розанова была назначена командиром звена, с марта по сентябрь 1943 полк принимал участие в наступательных операциях по прорыву оборонительной линии противника «Голубая линия» на Таманском полуострове и участвовал в освобождении Новороссийска. Самый тяжёлый бой произошёл 1 августа 1943 года.
Тогда на базу не вернулось сразу четыре экипажа. Лариса Розанова вместе со своим новым штурманом Надей Студилиной вернулась. А позже они узнали, что той ночью на цель удалось выйти и отбомбить только их экипажу. После гибели Евгении Рудневой в апреле 1944 года Розанова была назначена штурманом полка.
Принимала участие в операциях по освобождению Белоруссии, Польши, Германии. За годы войны Лариса Розанова совершила 816 боевых вылетов. Вскоре после окончания войны Лариса Розанова вышла замуж за капитана Илью Литвинова, с которым познакомилась на фронте. Взяла его фамилию. Супруги жили в Москве. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года за проявленное мужество и отличное выполнение заданий командования Литвиновой Ларисе Николаевне присвоено звание Героя Советского Союза. До 1979 года Лариса Литвинова работала старшим инженером ВНИИ источников тока. Скончалась 5 октября 1997 года на семьдесят девятом году жизни. Похоронена на Николо-Архангельском кладбище.
Надежда Попова родилась в семье рабочего в 1921 году. В 1936 году, по завершении учёбы в средней школе города Сталино (ныне Донецк, Украина) поступила в аэроклуб, который окончила в 1937 году, и была оставлена в нём для дальнейшего обучения на инструктора. В 1939 году, приехала в Москву с тем, чтобы стать военным лётчиком, где познакомилась с легендарной лётчицей Героем Советского Союза Полиной Осипенко, которая посодействовала тому, чтобы Надежду Попову направили в Херсонскую авиационную школу , окончив которую, – в 1940 году продолжила обучение в Донецком военном авиационном училище и получила диплом лётчика-штурмана. Проходя службу в качестве инструктора аэроклуба подготовила 2 группы лётчиков – по 15 человек.
Узнав, что в Москве формируется женская авиационная часть, она послала телеграмму в Центральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи. Её вызвали в столицу, приняв в «группу 122», которую набирала Герой Советского Союза Марина Раскова
В мае 1942 года, по завершении сокращённой программы обучения, старшина Попова в составе 588-го бомбардировочного ночного женского авиационного полка вылетела на фронт. Командир звена Попова водила звено на ночные бомбометания в район Таганрога, Ростова-на-Дону. Часто вылетала на дневную разведку. Была сбита, горела. За годы Великой Отечественной войны совершила 852 боевых вылета. По окончании войны вышла замуж за Героя Советского Союза лётчика-истребителя Харламова С. И., и до 1952 года проходила службу в Вооружённых Силах СССР, уволившись в запас в звании майора.
Почётный гражданин города Донецка, заслуженный работник культуры РФ, член президиума Совета по взаимодействию с общественными объединениями ветеранов при Президенте РФ, с 1975 года бессменно возглавляет общественную комиссию по работе среди молодежи при Российском комитете ветеранов войны и военной службы, член бюро комитета. Много лет избиралась в местные органы власти, была депутатом Верховного Совета СССР.
Проживает в Москве.
Евдокия Носаль была старше своих подруг-летчиц: ее муж, тоже пилот, воевал на другом участке фронта, а первенец – сынишка погиб в первые же дни войны от бомбежки. У нее был свой счет к фашистам. Может и поэтому она была так упорна, если дело касалось боевых заданий: могла еще и еще раз подниматься в воздух для бомбометания. За три месяца на ее счету уже была сотня боевых вылетов.
Бывали дни, когда она не один раз поднимала в воздух свой По-2.
В марте 1943 года Дуся Носаль отмечала своеобразный юбилей: на ее счету было уже триста боевых вылетов. В честь 25-летия Красной Армии Центральный Комитет ВЛКСМ наградил ее именными часами.
Погибла в ночь на 23 апреля 1943 года совершая свой 354-й боевой вылет.
Ира Себрова родилась 25 декабря 1914 года в селе Тетяковка ныне Новомосковского района Тульской области в семье рабочего. Окончила Московский техникум мукомольной промышленности. Работала на фабрике. В 1938 году окончила московский аэроклуб, в 1940 году – Херсонскую военную авиационную школу пилотов. Была лётчиком-инструктором во Фрунзенском аэроклубе города Москвы. К этому времени, в двадцать три года, она была уже довольно опытным инструктором, выпустив за два года работы во Фрунзенском аэроклубе Москвы несколько групп курсантов.
В 1942 году окончила курсы при военной авиационной школе пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии старший лейтенант Себрова И. Ф. совершила 825 боевых ночных вылетов на бомбардировку войск противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками» командиру звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии старшему лейтенанту Себровой Ирине Фёдоровне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4856).
С 1948 года старший лейтенант И. Ф. Себрова в запасе, а затем в отставке. Работала в Московском авиационном институте. Жила в Москве. Умерла 5 апреля 2000 года.
Похоронена на кладбище «Ракитки».
Примером человеческого мужества может служить история Клавдии Серебряковой. В Херсон Клавдия приехала из Старлитамака. Командир звена 46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков.
В Красной Армии с 1941 года.
На фронтах Великой Отечественной войны, как и все ее сокурсницы с 1942 года. Сражалась на Северном Кавказе, Таманском полуострове, в Крыму, Белоруссии, Польше и в Восточной Пруссии. В боях проявляла исключительную смелость, мужество и отвагу, совершила 550 боевых вылетов.
Наиболее трагичный случай за всю историю полка произошел с экипажем Серебряковой – Павловой. Попав в густой снегопад, они решили садиться на видимой еще площадке вблизи небольшого немецкого городка. При посадке столкнулись с проводами, самолет был разбит. Под его обломками Серебрякова и Павлова пролежали до утра. Утром их нашли на правом берегу Вислы пехотинцы. Оказалось, что самолет зацепился за провода. Кстати Тоня пострадала меньше и вскоре вернулась в часть, Серебряковой же после 8 часов лежания на морозе пришлось пройти через многое.
В госпиталь ее доставили с переломами рук и ног. Без движения молодая женщина пролежала полтора года. Неправильно сростающиеся кости приходилось ломать несколько раз. Видавшие виды хирурги были поражены стойкости молодой летчицы. Лечебная физкультура и воля к жизни – победили. Зашевелились пальцы, постепенно начали двигаться ноги. Когда впервые Клава вышла из палаты на костылях, посмотреть на это сбежалось все отделение. Все хотели увидеть человека победившего смерть.
Позже она окончила пединститут и преподавала историю в школе далекого башкирского городка. Стала завучем и… закончила вечернее отделение музыкальной школы. Поистине безграничны человеческие возможности.
Долго думал, как закончить очерк и какие выводы сделать после изложенного… Но, скорей всего, не нужны никакие слова. Ни к чему рассуждать об идеологии, политике государства, пославшего 17-ти – 20-ти летних девочек воевать на фанерных самолетах, гордо именуемых бомбардировщиками. Хочется только, чтобы херсонцы, проходя через Потемкинский сквер, вспоминали, что в здании напротив театра более 70 лет назад учились отважные женщины – будущие «ночные ведьмы».
Сергей Никитенко