19 октября Хозяйственный суд Киева снял арест с Херсонского нефтеперевалочного комплекса, который номинально принадлежит компаниям беглого бизнесмена Сергея Курченко. Суд удовлетворил иск Национального банка Украины, у которого комплекс находится в залоге с 2013 года.
Курченко купил Херсонскую перевалку в 2013 году, сумма сделки тогда не разглашалась. Аналитики оценивали ее в $100-150 млн. После вступления решения суда в силу НБУ планирует продать комплекс на открытом конкурсе. Херсонский перевалочный комплекс может стать первым крупным залоговым активом, реализованным на торгах НБУ.
Компания ВЕТЭК Сергея Курченко приобрела Херсонскую нефтеперевалку в ноябре 2013 года у группы Инфокс экс-министра экологии и природных ресурсов Николая Злочевского. Мощности комплекса позволяли переваливать около 1 млн тонн топлива в год и принимать танкеры дедвейтом до 10 000 тонн.
После Революции достоинства и побега Курченко из страны активы Херсонской нефтегавани и хранящиеся там нефтепродукты были арестованы в рамках уголовного дела.
В сентябре 2014-го решением Приморского районного суда Одессы Херсонский комплекс был передан в управление государственного Предприятия по обеспечению нефтепродуктами (ПОНП).
На то время имущественный комплекс уже находился в залоге Национального банка. В 2013 году НБУ выдал принадлежащему Курченко Реал банку кредит в размере 787 млн грн. Залогом стал перевалочный комплекс и нефтебаза ООО Всеукраинский промышленный союз (номинальный владелец актива).
Заемщик кредит не погасил, в марте 2014-го Реал банк был признан неплатежеспособным. И в дальнейшем суды признали за НБУ право собственности Херсонской перевалки.
В конце 2014 года Херсонская перевалка возобновила работу под управлением государственного ПОНП. На то время это госпредприятие оказалось в сфере влияния предпринимателя Сергея Тищенко. Заместителем главы ПОНП работал Александр Горбунов, который 15 лет занимал разные должности в принадлежащей Тищенко группе Фактор. После перехода Херсонской перевалки в управление ПОНП поставлять нефтепродукты через этот терминал начала компания Укройлпродукт, принадлежащая Тищенко.
Сейчас Горбунов возглавляет другое государственное предприятие Укртранснефтепродукт, под управлением которого находится еще один актив Курченко – Одесский НПЗ.
Спустя год расстановка поменялась. В середине 2015 года Минэнерго сменила руководство ПОНП. Предприятие возглавил Аркадий Бородкин, бывший сотрудник ТНК-ВР Коммерс и глава оператора нефтеперевалочного терминала в порту Измаил.
По итогам 2015 года Херсонская гавань отгрузила рекордные за несколько лет 160 000 тонн нефтепродуктов. Услугами перевалки пользовались такие крупные трейдеры, как Интергал, Ромпетрол, WOG и другие компании. Рост морских поставок был связан с неоднократным прекращением импорта российского ДТ железнодорожным транспортом.
НБУ задумал реализовать Херсонскую перевалку в начале 2016 года. Для организации конкурса регулятору необходимо было вывести имущество из-под ареста, который наложила Национальная полиция. Первый иск НБУ подал в марте этого года. Только через полгода дело было передано в Хозяйственный суд Киева, который 19 октября удовлетворил требования финансового регулятора. Арест с имущественного комплекса ХНПК полностью снят.
“Нефтеперевалка – это залог у третьих лиц, если мы ее получим, мы сразу сами ее можем выставить на продажу, – говорила в июне этого года глава НБУ Валерия Гонтарева в интервью Украинской правде. – Это довольно знаковый объект, на который есть спрос”.
Для продажи сейчас не самое удачное время. Херсонская перевалка стоит очень мало, считает экс-глава ПОНП Аркадий Бородкин. “Я слышал, что Курченко ее покупал за $20 млн, но сегодня этот актив стоит $2-3 млн. Нефтегавань в нынешних условиях просто невозможно загрузить, слишком дорого возить нефтепродукты морем”.
“После запуска в мае нефтепродуктопровода ДП ПрикарпатЗападтранс (украинский участок Самара – Западное направление. – Ред.) ценность Херсонской перевалки значительно упала, – сообщил глава крупного нефтетрейдера. – Львиная доля импорта дизельного топлива перешла на трубопроводные поставки, а морские маршруты нерентабельны”.
По данным Государственной фискальной службы, в августе и сентябре этого года через перевалку было завезено по 12 000 тонн топлива. Поставки осуществила ООО Элемент Нафта предпринимателя Бориса Ганджи. “Еще несколько лет назад только Ромпетрол отгружал в Херсоне 70 000 тонн в месяц”, – говорит Бородкин.
“У Херсонской перевалки есть узкое место – это длинное плечо от причала к месту налива, – поясняет аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. – Тем не менее только инфраструктура объекта будет стоить минимум $10-20 млн, а при условии что есть гарантия загрузки, за перевалку можно выручить и больше”.