АКорреспондент интернет-издания “Херсонские вести” студент 4 курса факультета филологии и журналистики ХГУ вчера был вызван на допрос в милицию в качестве свидетеля по делу об убийстве Русланы Свищовой. Девочка 2 января ушла из дома на 19-й Восточной улице, а 25 января она была найдена убитой.
Поводом для привлечения, казалось бы, абсолютно случайного человека, стала публикация Алексея “Кого защищает милиция: народ или себя?”. Статья получилась достаточно резонансная. В основном потому, что в ней упоминался начальник УМВД Херсонской области Валерий Литвин. По словам Алексея Симончука, мать Валерия Литвина получила в собственность около 400 га земли лишь потому, что не без помощи главного милиционера области их первоначальный собственник получил пожизненное заключение по сфабрикованному делу. Валерий Литвин был весьма возмущенным данной публикацией и на областной коллегии заявил следующее: “Сегодня меня обвинили в том, что я посадил человека, сотни гектаров земли которого забрала моя мать. Будьте уверены, эта клевета будет рассмотрена в судебном порядке. Мы не будем терпеть унижения от прессы, политиков. И каждому милиционеру я говорю: если на вас совершено нападение – заявляйте в прокуратуру, доводите дело до суда. Если есть преступление в отношении милиционера, пусть расследуют”
После того, как Алексей сходил в милицию на допрос, на сайте появилось опровержение информации:
Но, как оказалось, допрашивали Алексея Симончука по вопросам, не имеющим отношения к Валерию Литвину. Милиция захотела побеседовать с Алексеем потому, что, кроме всего прочего, он упомянул в своей публикации сведения об одном из самых резонансных преступлений последних лет:
Согласно ст. 69 Уголовно-процессуального кодекса не могут служить доказательствами сведения, сообщенные свидетелем, источник которых неизвестен. Если показания свидетеля основываются на сообщениях других лиц, то эти лица должны быть также допрошены. Соответственно, все, что требовалось милиции – выяснить, кто же этот таинственный источник, знающий многое о торговле органами. Ст. 25 Закона Украины “Про информацию” гарантирует журналисту право не раскрывать свои источники информации, кроме тех случаев, когда раскрыть их обязывает решение суда. Но чисто с юридической точки зрения, Алексей Симончук не мог воспользоваться ни этой статьей, ни эти законом, т.к. формально журналистом он не является, да и весь сайт “Херсонские вести” действует вне правового поля. Домен visti.ks.ua зарегистрирован на физическое лицо, а СМИ с таким названием просто не существует – официально зарегистрирована лишь общественная организация.
Поскольку уже сегодня, еще до публикации Алексеем Симончуком опровержения информации о матери Валерия Литвина, на своей страничке в социальной сети он признал, что все-таки был допрошен милицией, но претензий к ней не имеет, хоть вчера их было на целую статью, это может означать только одно – Алексей назвал милиции свой источник информации.
(нажмите, чтоб увеличить)
И хоть, судя по происходящим событиям, Алексею Симончуку удалось решить свои проблемы с милицией в частном порядке, прецедент чрезвычайно вопиющий. Большинство интернет-изданий, да и других СМИ, получают информацию, которую потом рассказывают читателям, как раз от таких источников. Чаще всего это чиновники среднего и низшего звена, которые имеют честь и смелость рассказать обществу о беззакониях, свидетелями и участниками которых они стают поневоле. Именно так на наших страницах вы можете видеть документы, доказывающие чью-то причастность к коррупции и прочие резонансные публикации. Выдать имя такого человека-источника особенно структуре, в которой работает информатор – означает искалечить человеку не только карьеру, но и жизнь.
Автор: Роберт Степанов