Чем отличается политик от человека, который в политику попал случайно? Политик понимает, что с началом его карьеры он становится публичной личностью, а значит за ним постоянно следят, его постоянно обсуждают и, чаще всего, эти обсуждения весьма нелестные. В народе это называется «обливать грязью». Да, даже депутату сельсовета приходится терпеть тонны грязи в свой адрес от часто незнакомых людей, что уже говорить о мэрах, народных депутатах, губернаторах и других участниках политического процесса.
Но тут и кроется все коварство информационного мира – если ты в политике ведешь себя правильно, не воруешь, выполняешь свои обещания, которые даешь людям и коллегам, просто стараешься не потерять человеческое лицо, твоим щитом от людской молвы станет твоя хорошая репутация.
Человек, который пришел в политику барыжничать, чаще всего очень болезненно будет реагировать на любое появление своего имени в негативном контексте. Потому всякое упоминание о себе в прессе в тоне, отличном от комплиментарного, воспринимается очень болезненно.
Несомненно, самым интересным примером неадекватной реакции на критику в СМИ является начальник Черноморского управления Укртрансбезопасности Игорь Александрович Пастух. Стоит сказать, что Игорь Александрович представляет собой вообще уникальный тип чиновника – он пытается оспаривать неоспоримый тезис о деньгах, которые любят тишину. С одной стороны, он любит зарабатывать на бюджете, с другой стороны – хочет, чтоб его любили СМИ, а еще лучше, чтоб вся публика смотрела на него с восхищением. При этом попытка привлечь к Игорю Александровичу внимание заканчивается плохо – ведь харизмы он напрочь лишен, отвлекать зрителя нечем и при взгляде на Пастуха моментально концентрируется именно на волосатых лапах, которые активно гребут.
Уже несколько лет Игорь Александрович заложник этой дилеммы, но так и не хочет понять, что с ним случился казус плохого товара. Старый маркетинговый ход гласит, что плохой товар нельзя рекламировать, ибо люди купят его, но лишь один раз.
В 2014 году Игорь Пастух был избран первым заместителем Херсонского городского головы. Управлял он весьма посредственно и только личные связи с правоохранителями позволяли ему не попадаться на шалостях с бюджетными деньгами. Что примечательно, проблемы были и есть у всех его союзников и соратников, но только не у него самого.
После того, как привлечение новых людей не помогло, Игорь Александрович решил все сделать хорошо, то бишь самостоятельно. Так появился интернет-сайт «Херсонская городская газета». Работает на этом сайте один лишь журналист – Константин Рыженко. Он же ведет несколько других проектов, о которых расскажем дальше. Задача Константина неказиста – создавать вокруг Игоря Пастуха кокон, в котором он будет чувствовать себя влиятельным и успешным политиком. Например, по страницам «Херсонской городской газеты» можно легко судить о том, что сегодня делал Игорь Пастух или кого он сегодня ненавидит.
Например, вот Пастух
злится на Богданова, а вот Игорь Пастух
не любит Елену Мазур. В феврале 2015 года за управленческую импотентность и, по сути, за антагонизм с депутатским корпусом нового созыва, городской голова Владимир Миколаенко увольняет Игоря Пастуха с должности своего первого заместителя. В информационной эре также наступает резкий поворот – Игорь Пастух обескуражен. Он не знает, кого ему ненавидеть, по инерции продолжая постоянно выпускать похожие, как нос Владимира Маруса на алычу, статьи про Виталия Богданова и Елену Мазур. И с Богдановым, и с Мазур Игорь Александрович сейчас уже помирился, потому они пропали со страниц «Херсонской городской газеты».
Главное, для чего Игорь Александрович содержит Константина Рыженко, – это статьи наподобие этой, в которой журналист убеждает владельца сайта, что он очень нужен городу, очень нужен людям, что все его любят и только при нем в Херсоне был порядок.
Тревожным симптомом является также то, что спустя полгода после своего увольнения Игорь Пастух предпочитает представляться не согласно своей новой должности, а продолжает называть себя «экс-первый заместитель мэра». Через годы, через расстояния, на любой дороге, в стороне любой, Пастуху нельзя так просто сказать «До свидания!», он так просто не расстанется с тобой, а будет продолжать вечерами тайком пробираться в свой старый кабинет, чтоб посидеть в столь любимом кресле.
«Херсонская городская газета» похожа скорее на терапию, чем на новостной сайт. Кажется, будто бы она решает какие-то психологические проблемы Игоря Пастуха: с самооценкой, с самоутверждением, разбирает Эдипов комплекс и анализирует сны. Например, когда Игорю Пастуху удалось наконец-то назначиться хоть на какую-то должность (хотя все знали, что ему очень нравилась старая и он мечтает на нее вернуться) на сайте появилась новость с таким названием:
«Экс-заместитель херсонского мэра – Игорь Пастух стал властелином Черного моря».
Серьезно, это не шутка, это не глумятся враги. Это вот такое хочет «заказчик». Ну ладно бы это был какой-то независимый сайт и по собственной инициативе похвалил Пастуха, но тут же получается, что он сам себя назвал властелином Черного моря. И даже не понял, почему весь город неделю смеялся.
А вот еще Костя Рыженко пишет о трудовом подвиге Игоря Пастуха и иллюстрирует
его фотографией рукопожатия с губернатором, который еще не успел понять, что публично подавать руку Пастуху – это собственными руками уничтожать свою же репутацию. Жаль, что «Укртрансбезпека» не проводит конкурсы на самое большое количество фур с перегрузом в жару в городе – там бы Игорь Пастух победил,
ведь Херсон заполонили грузовики.
Решил поучаствовать в коллективном позоре и директор морского порта Андрей Соколов.
Вот статья в стиле «Дорогой Леонид Ильич!». Вместо интервью Андрей мог бы прочитать справочник по логистике и узнать, что такое диспетчеризация. Это помогло бы убрать уродливые камазы, которые приезжают в порт, хотя бы с проспекта Ушакова.
Не отстают от Игоря Александровича и его друзья, чьи сайты, собственно, и составляют медиамперию, вернее, медиаотару.
Так, будущий начальник областного управления юстиции Константин Хутковский, больше известный Херсонским блоггерам под именем Евгения Литвинова, выкупил никому не нужный сайт «Набережная», а также сделал новый сайт «Ньюз-бриз». Оба сайта малочитаемы.
Константин Хутковский
Альтер-эго Хутковского – “Евгения Литвинова”. Именно из этого профиля чаще всего выходит различная дезинформация.
Работает у Константина Алена Голубенко, которая в свободное от написания нелепых статей время трудится на ХОГТРК «Скифия».
Алена Голубенко
Раньше был свой сайт и у Николая Ставицкого, еще одного адепта Игоря Александровича Пастуха.
Николай Ставицкий
За наполнение сайта отвечала Татьяна Кучеренко, но, в последствии, сайт был передан в управление все тому же Константину Хутковскому. О том, что сайт «Буква» связан с Пастухом, говорит голосование на главной странице, в которой в перечень кандидатов по 183 округ добавлен не баллотирующийся Игорь Александрович и, что особенно смешно, именно он побеждает в голосовании! Пользователи социальных сетей вовсю высмеивали такое стремление быть первым, но, похоже, Игорь Пастух вполне серьезно относится к происходящему на страницах своих изданий.
В комплекте к этой «империи» идет еще пачка бот-профилей в «Фейсбуке», которые ведут либо журналисты, либо сам Хутковский, из-за чего уже неоднократно у него были конфликты с разными депутатами и чиновниками, так как принадлежность профилей и сайтов всем известна.
Помимо контента, который выставляет Игоря Пастуха закомплексованным мужчиной средних лет с кризисом в карьере, смешным является и его отношение к этим сайтам.
Он уверен, что популярен не только в своем маленьком мире, но и среди широких народных масс. Подкрепляет эту уверенность рейтинг i.ua. Любые попытки доказать спонсору, что это липа, наталкиваются на стену возражений. Видимо, тот факт, что работники сайта немножко так привирают с посещаемостью, пока на стадии отрицания. Гнев, торг и принятие будут впереди.
На самом деле для сайта с полицейской хроникой это ничтожные показатели. Да и большинства популярных херсонских медиа в списке просто нет. Ведь Пастух показывает нам трафик на сайты с нулевой цитируемостью . Он платит деньги, на малую часть от которых ответственные люди покупают трафик, а потом Игорь Александрович показывает нам такие скриншоты, выставляя себя идиотом.
Объективно никто не читает «сайты Пастуха» с иной целью, кроме как посмеяться над ним или узнать, кого ж он начал или перестал ненавидеть. Так, например, Пастух сейчас
не любит мэра Владимира Миколаенко и депутата горсовета от «Оппоблока»
Вячеслава Яременко, зато любит Игоря Семенчева.
Главная задача современных медиа – это не нравиться спонсору, а влиять на политику, чего, собственно, с медиаотарой Пастуха не происходит. Это будто бы ты на выступлении фокусника неожиданно начинаешь замечать, как голубей из шляпы он достает не потому, что магия, а потому, что в шляпе двойное дно.
В попытке улучшить свой образ и ухудшить имидж врагов, Игорь Пастух превратился в информационное посмешище, в человека, которого некому похвалить и поддержать в трудную минуту. Для того, чтоб о нем публично высказались хорошо, он должен либо за деньги нанять журналиста с очень размытыми границами морали, либо создать фальшивый профиль в социальной сети и там самому себе сказать пару хороших слов. За 6 месяцев после отставки Пастуха ни один человек публично не выразил ему поддержку ни на страницах сайтов, ни в том же фейсбуке, что, собственно, должно быть красноречивой оценкой для публичного политика.
Репутация – как тасманский дьявол. Она когда-то может и была, но безвозвратно вымерла, оставив после себя лишь кадры в кинохронике. Репутация Игоря Пастуха настолько запятнана, что исправить ее можно только многолетним служением людям, бескорыстным трудом, возвращением украденного и, конечно же, добрыми делами. Ничего из этого он делать не собирается. А значит, что репутация афериста, коррупционера, жадного и беспринципного человека будет преследовать Пастуха и дальше.