1 декабря в Херсоне прошли обыски у двух местных активистов – Александра Базилева и Джахонгира Каримова. Ранее они сообщили Службе безопасности Украины, что создали «Территориальную общину города Херсон» и попросили ликвидировать действующий горсовет. Активисты утверждают, что «проявить свою активность» их заставила харизма львовского антивакцинатора Остапа Стахива.
«Ґрати» рассказывают, что известно о деле херсонских активистов.
Обыски
Рано утром 1 декабря херсонский активист Александр Базилев запустил стрим на своей странице в фейсбуке. На видео он общался с сотрудниками СБУ и полиции, которые пришли к нему домой. Они показали ему разрешение суда Славянского горрайонного суда Донецкой области на проведение обыска в связи с расследованием дела о «создании военизированного формирования «Национальная служба правопорядка» и других не предусмотренных законом образований».
Главой этой организации называет себя житель Краматорска Геннадий Туркин. 22 ноября он опубликовал у себя на странице «оглашение подозрения» от «Национальной службы правопорядка» руководителям Черкасского горсовета в госизмене и еще нескольких десятках преступлений. После этого у него дома провели обыски по решению того же Славянского горрайонного суда.
Геннадий Туркин. Скриншот видео со страницы Туркина в фейсбуке
В соцсети Туркин объяснял, что руководствуется Конституцией Украины 1996 года, не признавая действующие органы власти и правоохранительные ведомства.
Базилев назвал правоохранителей, которые пришли к нему, мошенниками, заявив, что, по его мнению, не существует такого суда и что он не нашел разрешения на обыск в едином реестре судебных решений. Как сообщал Мост, правоохранители вызвали сотрудников ГСЧС, чтобы они вскрыли ворота, но Базилев в итоге сам их открыл и разрешил провести обыск.
В результате у активиста изъяли документы, печати, флешки, а также нож.
«Сейчас происходит изъятие документов, всех, которые касаются народного волеизъявления», – комментировал Базилев свою трансляцию. Он заявил, что все эти документы есть в публичном доступе и созданы после собраний «на центральных площадях городов».
Вечером жена активиста и адвокатка Юлия Базилева сообщила «Ґратам», что проверка касалась «объединения в Краматорске».
«У меня муж в Краматорске даже никогда не был», – заявила Базилева, но потом спросила записывает ли журналистка разговор и сказала, что позиция защиты еще не сформирована.
Обыск у Александра Базилева. Скриншот видео со страницы Базилева в фейсбуке
Базилев объяснил, что «Национальная служба правопорядка» – это структура, которая «помогает полиции». От дальнейших комментариев они отказались, сославшись на усталость после обыска.
Джахонгир Каримов также запустил стрим обыска, во время которого общался с правоохранителями. Мужчина кричал им, что откроет двери только если ему предоставят бесплатного адвоката. Полицейский отвечал, что Каримов не задержан, не подозревается и не обвиняется ни в чем, поэтому бесплатный адвокат ему не положен. Каримов продолжал кричать, что в таком случае и обыск у него проводить не могут. Он, так же как Базилев, называл суд, который выдал разрешение на обыск, частным юрлицом, который не имеет силы на территории Украины. В итоге полиция все же зашла в квартиру.
Джахонгир Каримов. Скриншот видео со страницы Каримова в фейсбуке
Во время обыска Каримов говорил, что удостоверение правоохранителей было выдано «конторой, которая должна была сложить свои полномочия еще 30 лет тому назад».
– А вас вообще не существует, так что теперь делать? – отвечает ему полицейский.
– Кого нас? – уточняет Каримов.
– Вашей этой супер-организации, – объясняет ему правоохранитель.
– Это вы так думаете, – усмехается Каримов.
2 декабря об обысках написал Туркин – в посте на своей странице в фейсбуке он называет Базилева «руководителем аппарата Конституционной коллегии Украинского народа», а Каримова – «главой территориальной общины города Херсон».
Что известно о херсонских активистах и кто такой Остап Стахив
22 ноября в 10 утра херсонский Базилев запустил прямой эфир на своей странице в фейсбуке. На видео он с Джахонгиром Каримовым заходят в здание СБУ и передают правоохранителям уведомление, состоящее из трех пунктов:
В соответствии со статьей 143 Конституции 1996 года, которую они считают действующей, жители Херсона создали «Совет территориальных общин». Совет, сказано в документе, исполнил четвертую статью закона УССР про правопреемство – по мнению Базилева советские государственные органы продолжают действовать в Украине;
- Община ждет от херсонского горсовета и СБУ ликвидации горсовета – опять же на основании закона про правопреемство;
- Специалистов горсовета зовут принять участие в формировании «Совета территориальных общин».
Александр Базилев и Джахонгир Каримов перед подачей заявления в Херсонское управление СБУ. Скриншот видео со страницы Базилева в фейсбуке
Базилев также показывал представителю СБУ протокол учредительного собрания, которое прошло на площади Свободы 28 января 2021 года.
Сотрудник спецслужбы на видео обещает, что правоохранители ознакомятся с уведомлением и проверят его на соответствие законодательству Украины.
В тот же день Каримов написал на своей странице:
«Виновником нашего совместного мероприятия является Остап Стахив. Именно он, его харизма и настойчивость действий заставили нас проявить свою активность в защите своих прав и свобод».
Стахив – активист-антивакцинатор из Львова, подозреваемый в попытке захвата власти. По версии следствия, 3 ноября на акции против ковидных ограничений активист призвал «принудительно выдворить представителей действующих органов государственной власти и осуществлять ее самостоятельно». 18 ноября суд отправил Стахива в СИЗО с залогом почти в миллион гривен. Его сторонники собрали деньги на залог и 1 декабря активист вышел на свободу, но еще месяц он проведет в психиатрической больнице – суд обязал его пройти судебно-психиатрическую экспертизу.
Каримов собирал деньги на свою карту для оплаты автобусов, банеров, плакатов и листовок на акцию 24 ноября на акцию против обязательной вакцинации и в поддержку Стахива в Киеве.
«Ґрати» обратились за комментарием в Херсонское управление СБУ, однако на момент публикации ответа не получили.