Я категорически против того, чтобы превращать «борьбу с коррупцией» в очередную «компанейщину», фетиш и панацею», – написал в конце августа в своей колонке директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.
В материале известный эксперт дал такое резкое определение о рождение монстра из существующих антикоррупционных практик и представлений. И обозначил свое видение решения проблемы.
Этот честный материал, фактически взгляд изнутри, лучшим образом иллюстрируется нашей сегодняшней историей.
В августе 2015 года в Киеве была зарегистрирована очередная антикоррупционная организация «Стоп коррупции». Ее учредителями стали известный журналист Роман Бочкала, помощник нардепа Максима Полякова Богдан Хмельницкий и Тарас Лилик.
Где-то через год у организации появился представитель в Херсоне – экс помощник нардепа Александра Спиваковского Александр Керецман. Деятельность организации и ее представителя поначалу была бурной, но было видно, что он слабо представляет, что такое антикоррупционная работа, а больше выполнял мелкие поручения полиции. По его заявлениям вносились ведомости в ЕРДР, но ни одно дело, что и неудивительно, до суда так и не дошло. Как правило – эти дела были связанны с госзакупками и прочими бюджетными делами. Именно такая деятельность псевдообщественников содержит самое большое количество коррупционных рисков. Заявления общественников принимаются в работу, те, на кого они пишутся, решают свои внезапные проблемы привычным способом – денежным поощрением правоохранителей.
Постепенно деятельность организации свелась на нет, пока в сентябре 2017 года не стало известно о регистрации Херсонского городского обособленного подразделения ГО “Стоп коррупции”, которое возгдавил адвокат Михаил Величко. Данное ГО призвано быть общественными помощниками Департамента защиты экономики, в Херсоне и Величко, и его предшественник Керецман активно сотрудничают с местным управлением и лично с фигурантом громкого коррупционного скандала Артемом Антощуком, выполняют мелкие и не очень поручения, например, сопровождают Илью Киву во время его гастролей в нашем городе.
«Теперь всем коррупционерам города точно несдобровать, потому что новый руководитель организации Михаил Величко известен как человек решительный. А также нетерпимый ко всякой грязи, взяточничеству, коррупции, чиновникам-ворам и ворюгам», – процитировал сайт организации местного городского сумасшедшего Владимира Маруса.
Фото из facebook Михаила Величко
Редакция МОСТа решила выяснить, кто же этот новый антикоррупционер? И результаты поиска информации о нем нас просто шокировали.
Михаил Величко уроженец Николаевской области. Проживает в Херсоне, и работает адвокатом. При чем, адвокатскую лицензию он получил в Николаеве, а работает в Херсоне. Никаких изменений в реестр адвокатов так и не внес.
Как адвокат стал известен после того, как какое-то время вел дело Владимира Шпинды, который обвинялся в ряде заказных убийств Херсоне и по Украине и отсидел десять лет в николаевском СИЗО. Позже Шпинда вышел по «закону Савченко».
Величко и Шпинда во время суда
В Херсоне Михаил Величко в 2014 году выступал адвокатом задержанного в Молдове председателя Антоновского поссовета Игоря Семенчева. В качестве адвоката он давал пресс-конференцию в Херсоне, пока Игорь Игоревич был в Кишинёве.
В интернете доступны статьи о том, как Михаила пытались убить и незаконно посадили в тюрьму, но всего масштаба они не передают, да и написаны эти статьи самим Михаилом Величко для сайта Богдана Хмельницкого.
Мы же добыли документы, которые проливают свет на биографию нашего героя.
15 марта 2006 года Суворовский районный суд Херсона рассматривал дело, фигурантом которого являлся наш герой. Величко обвинялся в том, что 7 августа 2004 года, находясь на территории зернотока в селе Ровное Генического района, причинил Шеремет А.И. тяжкие телесные повреждения.
Диагноз врачи поставили такой: «закрытая травма живота, разрыв кишечника, разлитой перетонит».
Свидетели показали, что Михаил Величко защищался, и дело расследовали по статье 124 КК Украины (Умышленное причинение тяжких телесных повреждений при превышении пределов необходимой обороны или при превышении мер, необходимых для задержания преступника). Прокуратура тогда была на стороне Михаила, и его освободили от уголовной ответственности по Закону «Об амнистии».
Пострадавший Шеремет А.И. умер в мае 2012 года (копия свидетельства о смерти есть в распоряжении редакции). В 2009 году милиция пыталась реанимировать дело, опрашивали свидетелей, которые якобы даже отказывались от своих показаний, но чем закончилось дело нам не известно.
А уже 20 сентября 2006 года Суворовский районный суд города Херсона признал виновным Величко Михаила Михайловича по статье 125 ч.2 КК Украины и приговорил его к 3 месяцам ареста. Под стражу его взяли прямо в зале суда.
Получил он такой приговор за то, что избил соседа, который попросил Величко убрать машину с проезда. Будущий антикоррупционер избил человека прямо в своем офисе, а потом вызвал милицию и сообщил, что на него напали. Мы публикуем полный тест приговора.
Следующий приговор именем Украины для Величко прозвучал 25 октября 2011 года.
Суд установил, что Величко М.М. в неустановленное следствием время и месте подделал официальные документы ЗАО «Агрофирма «Колос» с целью внесения изменений в регистрационные документы. Речь идет о «Голопристанской пищевкусовой фабрике».
Величко подделал ряд документов, переименовал это ЗАО в «Агрофирму «Титаник» (так эта компания называется и сейчас), и провел некоторые регистрационные изменения.
Суд, рассмотрев дело, признал его виновным по ст. 358 (подделка документов и использование поддельных документов), и приговорил к 2 годам ограничения свободы. Правда, тут же его освободили от наказания в связи с истечением срока давности.
Кроме того, нам известно об уголовном производстве, открытом в мае 2013 года по факту уклонения от налогов. Но чем оно закончилось мы пока не знаем.
Некоторые факты биографии Величко изложены также в этом документе.
P.S. Мы пытались связаться с Романом Бочкалой, чтобы получить у него комментарий по поводу этого кадрового назначения, но пока ответов не получили.
Редакция готова предоставить право ответа всем фигурантам этой публикации.