Украинская экономика уже давно находится в упадке. Не исключение и депрессивный дотационный Херсон. В то время, когда бюджет города не может профинансировать ремонт домов, дорог и коммуникаций, средства херсонцев расходуются на такую необязательную вещь, как освещение деятельности горисполкома в СМИ.
Ежегодно из херсонского городского бюджета выделяется определенная сумма (она не превышает 99 999 грн. в связи с тем, что суммы от 100 тыс. грн. должны распределяться только на тендерной основе) для телерадиокомпаний и печатных изданий, которым оплачивают публикации и сюжеты о деятельности херсонского городского совета. Вопрос о том, нужно ли вообще оплачивать такую работу СМИ, сейчас уже активно обсуждается. и, скорее всего, скоро подобная практика прекратится. Все просто: если мероприятие или событие интересное и важное для громады, журналисты его и так осветят. Оплачивать работу, которую СМИ и так должны выполнять, ведь этого требует логика и суть профессии, просто бессмысленно. Но такая практика существовала и по сути являлась «джинсой» за деньги херсонцев.
Газетой, которая получала самый крупный кусок от бюджетного пирога, являлась газета «Горожанин и Горожанка». Так, по информации из открытых источников, детище её главреда Андрея Гриценко получило в 2011 году 49.9 тыс. грн.,в 2012 – 49,9, а в прошлом 55 845 гривен. Это из около 100 тыс., предусмотренных на все издания!
Разумеется, что такая сумма могла гарантировать газете более-менее спокойную жизнь, при том, что источники сообщают о финансировании газеты со стороны Херсонского УМВД и пенитенциарной службы. В это очень легко поверить, открыв любой номер издания: кроме хвалебных од экс-мэру Херсона, а ныне нардепу Владимиру Сальдо, полосы «Горожанки» всегда были украшены множественными положительными материалами о работе вышеуказанных служб.
Почему именно эта газета была так любима херсонской властью? Ларчик открывается очень просто: газета «Горожанин и горожанка», как и «Авторское радио», основанное братьями Андреем и Александром Гриценко, всегда были самыми лояльными, чтоб не сказать «ручными», СМИ Владимира Сальдо. Если называть вещи своими именами, то и радио, и газета были по сути частью медиаимперии экс-мэра, а их основатели не имели ничего общего с журналистикой и являлись скорее специалистами в отрасли политического пиара.
В выпусках «Горожанки» нереально было найти что-то плохое об экс-мэре и, как называли Сальдо на страницах этой газеты после избрания в Верховную Раду, «нашем нардепе». Разумеется, что такое издание нуждалось в финансировании. А из чего тогда платить зарплату небольшому штату журналистов, верстальщику да и самому главреду? Тираж у газеты около 10 000 экземпляров (хотя редакция заявляет о 12 000). Это учитывая тот факт, что газеты в исходных данных умышленно увеличивают свой тираж. Прокормится исключительно за счет небольшого числа подписчиков, недорогой рекламы да проплаченных материалов просто нереально. Нужна подпитка извне. Тут на помощь и приходила пресловутая графа расходов на прессу в городском бюджете.
Несмотря на скудный тираж, откровенно слабое качество материалов и однобокое освещения событий, газета всегда имела свои стабильные 45-49 тысяч в гривен в год. И это деньги из карманов херсонцев. Горожане, даже не покупая «Горожанку», оплачивали её существование.
Такой же трюк Владимир Сальдо, Андрей Гриценко и компания хотели провернуть и в этом году. Но не тут-то было!
Если экс-глава пресс-службы мэрии Татьяна Сазонова беспрекословно исполняла указы своего патрона и стабильно выделяла газете нужные 40-50 тысяч гривен, то Олеся Михеева, которая пришла на её место, имела другие взгляды на этот вопрос.
Перед началом 2014 года пресс-служба городского совета обратилась к разным СМИ, с предложением о выделении денег на освещение деятельности депутатов в в прессе и на ТВ. Отозвались 3 газеты: «Новый день», «Вгору» и, разумеется, «Горожанин и горожанка».
На начало года газеты объявляли тиражи в 30000, 16000 и 12 000 экземпляров соответственно. Олеся Михеева решила распределить условные 100 000 гривен среди изданий пропорционально. Т.е. «Горожанка» в этот раз бы получила менее 15 000 гривен, что не могло покрыть ежегодные затраты на зарплату и печать газеты.
На главу пресс-службы, по её словам, моментально начали давить люди из финансового управления, и настойчиво рекомендовать выделить на «Горожанку» сумму не меньшую, чем в прошлом году ( 55 845 гривен). Но уговоры на неё не подействовали.
Это длилось вплоть до 27 февраля 2014 года. Когда стало ясно, что прежняя власть пала и давить на Михееву уже бесполезно, Андрей Гриценко, который еще осенью 2013 года отбыл в Киев трудиться в пресс-службе вице-премьер-министра Александра Вилкула, на аффилированном с газетой сайте «Херсон-про» написал, что, мол, «Горожанин и горожанка» прекращает своё существование в связи с цензурой, которая появилась после победы Евромайдана.
“В этих условиях я официально заявляю о приостановке выпуска городской газеты «Горожанин и горожанка» в знак протеста против цензуры, попирающей право на собственную гражданскую позицию. Я всегда гордился тем, что газета публиковала лишь правдивую и честную информацию, которая далеко не всегда нравилась и властям, и их противникам. За все годы издания к нам было множество претензий, однако не было ни одного доказанного обвинения в публикации неправдивой информации. Я не намерен врать и сегодня тем более, в угоду грантоедам-общественникам” – написал Гриценко.
Всё оказалось намного прозаичнее – просто херсонцы перестали кормить господина Гриценко и его издание.
Олег Ткачук