Антимонопольный комитет
Украины намерен демонополизировать рынок услуг ЖКХ в Херсоне. По
сообщению пресс-службы регулирующего ведомства, об этом говорилось во
время круглого стола на тему «Пути развития конкуретного среды на рынках
жилищно-коммунальных услуг» в студии территориального отделения”.
Мероприятие
проходило в формате всеукраинского селекторного веб-конференции, в
частности, с участием представителей Министерства регионального
развития, строительства и ЖКХ, Национальной комиссии, осуществляющей
государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, Киевской
городской государственной администрации, Ассоциации городов Украины,
Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и
развития предпринимательства, Украинского союза промышленников и
предпринимателей, Всеукраинской общественной организации «Эффективный
собственник».
В Херсонские студии участие в круглом столе приняли
представители Управления ЖКХ Херсонской облгосадминистрации,
Департамента ЖКХ Херсонского городского совета, Цюрупинского городского
совета, ОАО «Херсонтеплокоммунэнерго», ГКП «Производственное управление
водопроводно-канализационного хозяйства г. Херсона», Херсонского
областного общества защиты интересов потребителей, ООО «Украина» и ОСМД
города Херсона.
Среди вопросов, которые обсуждались в ходе мероприятия, проблемы в функционировании ОСМД, в частности:
– Затягивание с передачей многоквартирных домов на баланс ОСМД;
–
Отказ ресурсоснабжающих предприятий заключать прямые договора с
конечными потребителями; выдвижения требований о предоставлении ОСМД
дополнительной технической документации на дом, что не требовалось от
предыдущей обслуживающей организации;
– Начисление собственникам
(нанимателям) квартир в домах платы за предоставленные услуги по
централизованному отоплению не по показаниям домовых приборов учета
тепловой энергии;
– Заключение с потребителями договоров на
жилищно-коммунальные услуги, которые не соответствуют типичным
договорам, утвержденным постановлениями Правительства;
–
Образование при содействии компаний-застройщиков «карманных» ОСМД и
передача такими ОСМД функций по обслуживанию домов управляющей компании,
которая связана с застройщиком, что приводит к увеличению такой
управляющей компанией в несколько раз тарифов на содержание домов и
придомовых территорий.
Чаще всего возникновение этих проблем
связано с несовершенством законодательства в сфере ЖКХ, в том числе
устаревшие в настоящее время положения Закона «Об ОСМД» и постановления
КМУ от 11 октября 2002 № 1521 «О реализации Закона Украины« Об
объединении совладельцев многоквартирного дома », которые не
соответствуют современным реалиям и в значительной части не отражают
всех аспектов функционирования ОСМД.
Существует проблематика и во
взаимоотношениях с поставщиками услуг по электро-, газо-, тепло-,
водоснабжения и водоотведения. Так, поставщиками указанных услуг ОСМД
воспринимаются как юридические лица, однако, не учитывается особенность
того, что та или иная услуга получается объединением для удовлетворения
потребностей населения – жителей дома.
Наличие в законодательстве
противоречивых норм, правовая неопределенность границ совладения,
неурегулированность правовой природы ОСМД и т.д., значительно усложняют
деятельность ОСМД и искажают его суть. С целью обеспечения реализации
гражданами своих конституционных прав по владению, пользованию и
распоряжению собственностью, устранения препятствий в создании и
функционировании ОСМД и упорядочения отношений на рынках
жилищно-коммунальной сферы требуют определения на законодательном
уровне, в частности вопросы:
– Границ ответственности каждого
совладельца многоквартирного дома в управлении и содержании этого дома и
благоустройства придомовой территории, в свою очередь должно
способствовать эффективному управлению и распоряжению общим имуществом;
– Уточнение правового статуса и принципов деятельности ОСМД, порядка образования и ликвидации объединения;
–
Усовершенствование механизма членства в созданном ОСМД всеми
владельцами квартир, в том числе законодательного определения
бесплатного вступления в ОСМД;
– Осуществление органами
государственной власти и местного самоуправления своих полномочий по
созданию, деятельности и ликвидации ОСМД;
– Совершенствование процедуры передачи многоквартирного дома в управление ОСМД;
– Определение порядка передачи придомовой территории в аренду, в постоянное пользование или в собственность ОСМД;
– Определение земельных площадей вокруг домов, в том числе путем проведения соответствующей инвентаризации.
По
результатам круглого стола принято решение создать рабочую группу для
принятия мер по демонополизации потенциально конкурентных рынков
жилищно-комуналнои сферы, упорядочения отношений на рынках
жилищно-коммунальной сферы, устранение препятствий в создании и
функционировании ОСМД.
В состав этой группы вошли представители АМКУ и присутствующих на мероприятии ведомств.