Херсонский художественный музей открывает выставку “Врубель и его современники” по случаю 160-летия художника. В экспозиции выставки, состоящей из 39 произведений, представлено 12 авторских произведений Михаила Врубеля, а также работы его выдающихся современников, творивших на рубеже XIX-XX веков. Большинство произведений было приобретено в частных коллекциях в 70-80х годах прошлого века.
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) – один из самых известных представителей символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Самобытная манера художника – особого рода кристаллический рисунок в радужных тонах с «сине-сиреневыми» сумерками света – окончательно сформировалась в годы его пребывания в Киеве (1884-1889), где он принимал участие в реставрации фресок Кирилловской церкви.
В конце XIX века жизни мастера тесно связано с фигурой мецената Саввы Мамонтова и тем феноменом русской культуры, который носит имя «Абрамцево»: в 1889 году Мамонтов открывает в своей усадьбе гончарную мастерскую, где начинают изготавливать майолику – керамику, покрытую непрозрачными поливами . Заинтересован возможностями этого материала, Н. А. Врубель упорно работает в Абрамцеве в 1897-1900 гг. Именно там и были созданы работы, входящие в коллекцию Художественного музея: «Лель», «Купава», «Садко», «Морской царь» , «Волхова» и другие.
В экспозиции представлены также «Портрет Тани Васнецов», дочери известного художника Виктора Васнецова, который отличается сдержанной колористической гаммой и в то же время некоторой незавершенностью. В 1913 году эта работа экспонировалась на ХХ выставке “Союза русских художников”.
Выдающиеся современники Врубеля представлены в экспозиции графическими произведениями. В своих рисунках карандашом Валентин Александрович Серов максимально использует выразительную силу белой бумаги. Доведенные до минимума линия и штрих несут в себе точность и остроту зрения, силу жизненной убедительности ( «Волк и журавль», 1890). Но, прежде всего, Серов был выдающимся портретистом, что создал большую по количеству и редкую по качеству исполнения и глубиной характеристик галерею образов современников, таких как «Портрет Перцова Н.Н.» (1907).
Произведения Зинаиды Евгеньевны Серебряковой захватывали и продолжают захватывать публику. Художница часто обращалась к крестьянской теме, но в ее произведениях более ощущается фольклорность и напевность, чем реальная жизнь. Она идеализирует своих героев, изображает в полной гармонии с природой “Отбеливание полотна», «Летний пейзаж с лошадьми» (1910-е гг.), «Крестьянка Курской губернии» (1907).
Украшением экспозиции является работа известного украинского художника Михаила Ивановича Жука «Сказка. Хоровод жуков »(1914г.), Создана в стилистике модерна. Акварель привлекает красотой и звучностью красочных сочетаний, тонкой орнаментальной стилизацией растительных форм.
Выставку дополняют акварели Максимилиана Александровича Волошина, созданные художником в конце 20-х годов прошлого века. В стилистическом отношении и по своей тематике они образуют серийную целостность, удивляя строгостью отбора мотивов и утонченным мастерством: «Равнины горные вблизи Арматлука», «Осенний вечер», «Окраине Коктебеля».