На днях премьер-министр Николай Азаров заявил о внедрении «мощной поддержки отечественного производителя» во время государственных закупок. Она будет заключаться в предоставлении преференций тем участникам торгов, которые имеют в Украине производственные мощности или центры обслуживания.
Во всем мире поддержка бизнеса в сфере государственных торгов начинается с предоставления органами власти широкой информации – как о конкретных тендерах, так и о законодательной базе, регулирующей госторги. Так ли все радужно в этой сфере в Украине, чтобы вступать в конфликт с ЕС по поводу упомянутых преференций?
Чтобы это выяснить, эксперты Центра Политических Студий и Аналитики провели оценку тендерной открытости региональных и местных властей Украины.
В каких областях сайты власти наиболее открытые?
Луганская, Одесская и Ивано-Франковская области лучше других областей Украины информируют бизнес и граждан о своих госзакупках на сайтах органов исполнительной власти и местного самоуправления. Хуже всего с этой задачей справляются Хмельницкая, Черкасская и Днепропетровская области.
Итоговый рейтинг области состоит из оценок сайта областной госадминистрации (всего 27 сайтов, включая сайты Киева, Севастополя и Совета Министров АР Крым), мэрии областного центра (24 сайта), сайтов городов областного подчинения (около 180 сайтов) и районных госадминистраций (по случайной выборке было отобрано около 120 сайтов).
Тендерная открытость каждой группы сайтов оценивалась по 10-бальной шкале по таким показателям как наличие специального раздела о госзакупках, годовых закупочных планов, объявлений о проведении закупок, а также их результатах, документации конкурсных торгов, протоколов раскрытия конкурсных предложений или отчета о результатах торгов, состава комитета по конкурсным торгам, описания процедуры обжалования решений заказчика (или гипер-ссылки), а также текста закона о госзакупках (или ссылки). Каждому критерию присваивался один балл (кроме наличия закупочных планов – два балла).
Стоит подчеркнуть, что эксперты Центра не оценивали наличие указанных документов по каждому тендеру, проведенному тем или иным органом власти в 2012 или 2013 году. Балл присваивался при размещении документов хотя бы по одной закупке.
В строгом смысле, рейтинг измеряет желание областных властей разного уровня добровольно предоставлять информацию о госзакупках на своих сайтах. Дело в том, что профильный закон об осуществлении госзакупок требует от них лишь размещения на своих сайтах годовых закупочных планов (естественно, кроме обнародования всего комплекта документов на государственном веб-портале).
А Кабинет Министров Украины обязывает областные госадминистрации, а также администрации Киева и Севастополя публиковать «ведомости о закупках товаров, работ и услуг за государственные средства». Соответствующее постановление было принято еще в январе 2002 года, и с тех пор правительство не удосужилось разъяснить, что же имеется в виду под этими «ведомостями».
В целом, региональные и местные органы исполнительной власти и местного самоуправления ограничиваются размещением специального раздела о госзакупках с годовыми планами. Общий средний балл по сайтам всех органов власти составляет всего лишь 3,2.
Как обстоят дела в мэриях?
Среди всех четырех групп сайтов более полную информацию публикуют мэрии областных центров. Их средний балл составляет 4,7. К обязательной программе в виде раздела и годового плана они добавляют какой-либо другой закупочный документ (объявление о начале закупки, ее результатах и т. п.).
Самыми открытыми оказались мэрии Луганска, Одессы, Ивано-Франковска и Полтавы (по 4,3-4,5 балла). Самыми закрытыми – мэрии Черновцов, Ужгорода, Черкасс и Херсона (от 0 до 1,6 балла).
Следующими по уровню открытости идут сайты областных госадминистраций (включая сайты КГГА, Севастопольской госадминистрации и Совета Министров АР Крым). Их средний балл – 3,6.
Безусловными лидерами являются сайты Киевской и Луганской ОГА (7-8 баллов). Аутсайдеры – сайты Львовской (0 баллов), Днепропетровской, Черкасской и Тернопольской ОГА (по одному баллу).
Как сообщили Forbes.ua в пресс-службе Львовской ОГА, нулевая тендерная открытость ее официального сайта связана с тем, что он совсем недавно был кардинально обновлен, и его модернизация продолжается. Однако отсутствие даже раздела о госзакупках много говорит о том внимании, которое уделяет областное руководство информированию бизнеса и граждан о государственных закупках.
История с Днепропетровской ОГА кажется печальным примером утраты преемственности в сфере госзакупок. Несколько лет назад команда областного управления экономики создала первый региональный государственный закупочный веб-портал в Украине. Ссылка на него до сих пор размещается на официальном сайте ОГА. Однако волны политических пертурбаций, по всей видимости, «вымыли» продвинутых чиновников из областных коридоров власти.
На удивление, губернаторство Александра Вилкула, давшего толчок развитию е-правительства в области, никак не сказалось на расширении тендерной открытости сайта ОГА.
Впрочем, пресс-служба Днепропетровской ОГА предоставила Forbes.ua доказательства того, что областные управления действительно публикуют онлайн свои годовые закупочные планы. Однако в итоговом рейтинге этот факт не был учтен, поскольку они никак не связаны с существующим закупочным разделом.
Авторы рейтинга также не учли наличие в Автономной Республике Крым специального веб-портала о всех госзакупках республики www.zakup-crimea.gov.ua, который ведет региональное Министерство экономического развития и торговли. На веб-портале Совета Министров не удалось найти соответствующую ссылку или баннер и пришлось оценивать лишь существующий раздел. Между тем, закупочный веб-портал республики даст фору в этой сфере любым региональным или местным властям Украины.
Например, тендерному веб-порталу той же Киевской городской госадминистрации. После создания пару лет назад его развитие и наполнение практически прекратилось.
Кстати, сайты районных государственных администраций Киева не спешат открывать свои госзакупки. На сайтах Дарницкой, Оболонской и Святошинской РГА не удалось найти даже специальных разделов.
Тендерная открытость сайтов мэрий городов областного подчинения чуть-чуть не дотягивает до среднеукраинского уровня и составляет 2,9 балла.
С восемью баллами лидирует сайт мэрии Коломии Ивано-Франковской области. Около двадцати городов набрали семь баллов. Среди них и небольшие черниговские Прилуки, и города урбанизированного Востока Украины (Краматорск, Павлоград и т. п.).
Однако вдвое больше городов набрали ноль или по одному баллу.
Самые закрытые – районные государственные администрации.
Наконец, самую низкую тендерную открытость демонстрируют сайты районных государственных администраций Украины – всего 1,8 балла. Около трети не имеют даже специального раздела или он не содержит никакой актуальной информации. Лучшими оказались сайты Николаевской РГА Львовской области (8 баллов), Ровенской РГА (6 баллов), Братской РГА Николаевской области и Краснодонской РГА Луганской области (по 5 баллов).
Нежелание органов власти Украины раскрывать информацию о своих конкретных тендерах не является чем-то уникальным. Уникально другое. Лишь несколько из более чем 350 обследованных сайтов размещают актуальный текст (или ссылку) профильного закона о госзакупках.
Ни один сайт – ни областных или районных госадминистраций, ни мэрий городов того или иного уровня – не содержит хотя бы гипер-ссылки на порядок обжалования участниками торгов решений заказчика. Между тем, его легко найти на сайте Антимонопольного комитета Украины.
Вместо этого сайты переполнены устаревшими нормативными актами в этой сфере. Например, тендерный раздел Одесской облгосадминистрации содержит ссылку на Тендерную палату Украины, почившую в бозе четыре года назад! Интересно, одесские чиновники до сих пор консультируются в ТПУ и заставляют предпринимателей платить ей дань?!
Виктор Таран, Андрей Марусов, ЦПСА