6 сентября постоянная комиссия по вопросам жилищно-коммунального хозяйства рассмотрела очень важный для города Херсона вопрос – выполнение капитального ремонта лифтового хозяйства в 2013 году.
Депутаты обсудили степень выполнения работ по ремонту лифтов, продление сроков эксплуатации лифтов, ремонт которых не выполнен, заслушали доклады контролирующих инстанций и экспертных выводов.
На заседании комиссии помимо депутатов присутствовали представители обслуживающих организаций, инспекции по наблюдении за жилым фондом, учреждения, которые предоставляли выводы о техническом состоянии лифтов, Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины.
Представители департамента ЖКХ доложили депутатам Херсонского горсовета о состоянии лифтового хозяйства. Как ни странно это для комиссии ЖКХ, но заседание прошло в конструктивной обстановке: не было привычных споров с переходом на личности, депутаты выслушивали точки зрения друг друга и даже смогли найти консенсус.
Согласно выводов экспертизы, которую проводила специализированная фирма ООО “Югтехэксперт”, лифты, которые находятся в неисправном состоянии не могут быть допущены к эксплуатации. Чтоб прийти к такому, казалось бы, очевидному выводу, ООО “Югтехэксперт” провели экспертизу 216 лифтов и по каждому из них подготовили перечень проблем, нуждающихся в исправлении. В данный момент уже 57 из этих лифтов ремонтируются.
* в собственности громады – это лифты, которые находятся в домах без ОСМД
Помимо этого, Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины осуществила проверку соблюдения требований охраны труда и общей безопасности и запретила использовать 32 лифта, которые находятся в домах на Бериславском шоссе, Киндийском шоссе, улице Черноморской.
Итак, по информации главы постоянной комисии ЖКХ Игоря Козакова сегодня в Херсоне насчитывается 1385 лифтов. Из них в собственности городской громады находятся 924 лифта. “В Херсоне процент неработающих лифтов один из самых низких в Украине – 6%. Нам удалось его уменьшить. В прошлом году в Херсоне было 7% неработающих лифтов,” – сказал заместитель Херсонского городского головы Виталий Кузьмин.
Несмотря на то, что депутатам удавалось конструктивно вести дискуссию (Евгений Назарян даже успел похвалить работу Игоря Козакова к немалому удивлению последнего), избежать споров не удалось. Точкой преткновения стал вопрос внесения лифтов в титульный список.
Как заверил глава фракции “Батькивщина” депутатов Владимир Миколаенко, в титульный список попадают все время одни и те же лифты. И хоть по всем из них есть выводы экспертизы, нет никаких оснований для их капитального ремонта. “В титульный список включают лифта, на которые всего 4 года назад давали уже деньги. Более того, вы только посмотрите, что они считают нужным ремонтировать за деньги бюджета: вкручивание лампочек, подготовка к сдаче в эксплуатацию (по сути – уборка веником шахты лифта), покупка резиновых ковриков, нанесение краской номеров этажей. Разве это повод для капитального ремонта? Почему в титульный список не включаются лифты, которые не работают по 5, 10, а то и 20 лет? Лифтовые предприятия собирают деньги с людей по 18 копеек за поездку, а мы им финансируем капитальный ремонт. Вы ремонтируете те лифты, которые вы ремонтировали 3 года назад!” – возмутился Владимир Миколаенко.
Его коллега из Партии регионов Владимир Пепель считает, что люди, которые составляли сметы, вообще попросту не понимают разницы между капитальным и текущим ремонтом. “При составлении смет лифтовые организации ссылаются на приказ госкомитета по вопросам ЖКХ №150 от 10.08.2004 Об утверждении Примерного перечня услуг по содержанию домов и сооружений, придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, зданий, сооружений. Но в сметах отсутствуют дефектные акты! Мы не знаем, что именно сломано в том или ином лифте. Какие виды работ в смете? Пока все, что я вижу – это техническое обслуживание, это все есть в тарифе. Зачем это дополнительно финансировать? Лифтовые предприятия не имеют права изменять смету, которая была сделана на основании экспертизы ООО “Югтехэксперт,” – комментирует В. Пепель.
Глава комиссии и глава фракции Партии регионов в горсовете Игорь Козаков спросил у Виталия Лысенко, который заменял в этот день директора депатрамента ЖКХ Игоря Марченко, о критериях отбора лифтов для капитального ремонта. Как оказалось, четких критериев не существует – департамент ЖКХ старается в первую очередь делать те ремонты, которые требуют меньше денег. Других каких-то четких правил определения очередности ремонта лифтов у чиновников не оказалось.
Депутаты предоставили также слово и экс-директору “Херсонлифта”, эксперту в области лифтового хозяйства Виктору Шосту. “Лифтовые организации используют депутатов как таран для выбивания денег, – сказал В. Шост – Из всех лифтов в титульном списке лишь 9 действительно полностью нуждаются в восстановлении. Остальные не так давно ремонтировались. Нужно обратиться к исполкому и лично к и.о. городского головы Зое Бережной с просьбой пересмотреть дефектные акты и выполнить только те работы, которые продиктованы соображениями безопасности. Остальные средства из выделенных в этом году 7 миллионов следует отправить на ремонт неработающих лифтов.”
Не согласились с депутатами представители лифтовых предприятий. Они считают, что дефектные акты не соответствуют масштабам проблемы, а финансирования хватает лишь на ремонт. О модернизации не может быть и речи. “Какая модернизация за 9000 гривен?” – спрашивает у депутатов представитель “Херсонлифта”.
Поддержал лифтовые организации и зам городского головы Виталий Кузьмин. “Мы достигли договоренности с лифтовыми организациями. Они согласны уже провести ремонт, чтоб успеть его закончить до конца года, а уже потом ожидать оплаты своих услуг.” – заявил Виталий Кузьмин.
Его надежды разрушил Госгорпромнадзор. По их мнению невозможно закончить за 3 месяца ремонт более 70% лифтов. Из 216 сейчас ремонтируются лишь 57. И работы идут с начала года. Депутатам тоже не верится, что оставшиеся лифты можно отремонтировать в столь короткие сроки.
Чиновники от ЖКХ согласились, что ремонтировать лифты – это первоочередная задача. “Лифты – это не крыши, которые могут течь сколько угодно. Лифты – это безопасность людей. Если мы не пойдем навстречу лифтовым организациям, они просто уйдут с рынка,” – заявил Виталий Лысенко, представляющий департамент ЖКХ. Такое заявление, конечно, шокировало депутатов.
“Мало того, что чиновники исполкома считают, что крыши могут течь сколько угодно, так еще и нас заставляют жалеть лифтовые организации. Они уйдут? Да скатертью дорога. На их место придут не хуже!” – прокомментировал слова Виталия Лысенко Владимир Миколаенко.
Подводя итоги, Владимир Пепель предложил все-таки во главу угла поставить оптимизацию использования бюджетных средств. “Понятно, что нет денег, но это не от нас зависит. Те лифты, которые отработали 25 лет должны быть отремонтированы или остановлены. Некоторые уже 4 года назад были отремонтированы. В сложившейся ситуации мы должны оптимизировать средства – если надо менять что-то капитально, будем менять. Если в лифте надо лампочки поменять – надо убирать такой лифт из титульного списка,” – предложил В. Пепель.
Такое предложение поддержали единогласно. Дефектные акты и титульный список пересмотрят – из него исключат все лифты, которые еще можно эксплуатировать. К обсуждению этого вопроса члены постоянной комиссии горсовета по вопросам ЖКХ вернутся 4 октября.
Лейтмотивом всей дискуссии можно считать мысль, к которой периодически возвращались все присутствующие: корень зла и источник проблемы в неэффективном управлении лифтовым хозяйством, начавшийся со времен приватизации. Если бы лифтами занимались сами их “пассажиры”, настоящие собственники, множества проблем удалось бы избежать. А покуда коллективной собственностью громады управляют не хозяева, а депутаты, ЖЭКи, прочие структуры, лифты будут в плачевном состоянии. По большому счету, никакой “Херсонлифт” и никакой горсовет не обязаны вам ремонтировать лифт, если вы с соседями по подъезду за 20 лет не нашли способа содержать его в надлежащем состоянии и все 20 лет ходите пешком.
В качестве заключения мне бы хотелось порадовать любителей теории заговора. Чтоб вы понимали, на сегодняшний день существует 216 лифтов, которые по документам нуждаются в ремонте. В любой момент Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины может остановить их работу. Руководит этой службой Геннадий Васильевич Верзилов, депутат Херсонского областного совета V созыва и давний соратник главы Херсонской областной государственной администрации Николая Костяка. Если в городе Херсоне в один момент остановятся 216 лифтов, а это так или иначе затронет более 20000 человек, социальный взрыв гарантирован. Любой человек, причастный в этот момент к сфере ЖКХ, смело может попрощаться со свей политической карьерой. Так что, как бы не хотелось некоторым депутатам представлять вопрос модернизации лифтов как абсолютно хозяйственный, он прежде всего политический. Кто б не решил баллотировать на пост городского головы на предстоящих выборах, ему лучше избавиться от такого мощного рычага давления на себя, как нуждающиеся в капитальном ремонте лифты Херсона.
Катерина Гандзюк, специально для МОСТа