Наблюдая сегодня за работой двух херсонцев, которые, вооружившись аквалангом, на старенькой лодке собирают металлолом со дна Днепра и Кошевой, невольно ловил себя на мысли, что на моих глазах возродилась древняя и почетная профессия ныряльщика. Ама (человек моря) – японские традиционные ныряльщики за водорослями, моллюсками и жемчугом впервые стали известны миру более 2000 лет назад. Первые письменные упоминания о них появляются в китайском «Переводе о людях ва Записей Вэй».
Объектом добычи ама являются морские водоросли, ракообразные, омары, осьминоги, морские ежи и устрицы, которые иногда содержат жемчуг. Обычно ама ныряют на глубину 15 – 20 м.
Херсонские ама, которые сегодня попались на глаза автору, не собирают биоресурсы, вероятно, помня о запрете на вылов во время нереста. Объектом их охоты служит металлический хлам, которым густо усеяно дно рек и озер нашей родины.
Методика охотников за металлом проста. Один человек с аквалангом ныряет под воду, где собирает мелкие металлические предметы в дырявое ведро, а второй в это время управляет лодкой и достает улов.
Крупные куски металла достают вдвоем.
Вода сегодня в районе речного порта была мутновата, потому и улов был небольшим. Поныряв с полчаса, херсонские ама приняли решение переместить поиски в район железнодорожного моста и силикатного завода. Там хоть и меньше осталось металла на дне, но вода должна быть почище…
P.S. Кстати, в конце ХІХ века профессия ныряльщика в Херсоне была очень распространена и прибыльна. Ловили херсонские ама со дна реки… бревна. Бревна эти остались с тех времен, когда по Днепру активно сплавляли лес. Часть бревен тонули, не доплыв до паровых лесопилок, и со временем на дне реки скопилось их порядочное количество. Скупщики леса, нужно сказать, очень охотно покупали именно такой лес, ведь своего-то не было, да и качество этой древесины было весьма хорошим. В одной из старых газет рассказывалось, что ныряльщики с Военки доставали бревна даже зимой, продавая их тут же, на льду.