В Херсоне, расположенном в начале Днепровского лимана, с момента основания города в 1778 году и по сей день широко распространено судоходство в самых разных его видах. Этому способствует разветвленная система притоков Днепра и самой этой реки, которая в своем устье изобилует многочисленными островами и островками естественного происхождения. Не удивительно, что с давних времен херсонцы облюбовали эти места в качестве своеобразной рекреативной зоны, которая на протяжении многих десятилетий застраивалась дачами.
На 2010 год, согласно сведениям Главного управления статистики в Херсонской области, на берегах водоемов в окрестностях Херсона дачи имело более сорока тысяч горожан – четверть взрослого населения города.
Кроме обеспечения херсонцев полноценным «речным» отдыхом, дачи выполняют и другую, не менее важную функцию: они служат базой для выращивания разнообразной сельскохозяйственной продукции «собственного производства». С тех пор, когда пенсии пожилых горожан практически перестали удовлетворять их элементарные жизненные потребности, наличие дачи для тысяч пенсионеров стало не просто подспорьем, а вопросом выживания.
В связи с этим совершенно логично следует, что в Херсоне должна функционировать упорядоченная система пассажирских перевозок водным транспортом.
В советские годы эта система работала исправно и качественно. Восемнадцать пассажирских теплоходов обеспечивали бесперебойную транспортировку пассажиров по двенадцати «дачным» маршрутам в обе стороны, а плата за проезд была копеечной.
Все изменилось уже в начале девяностых годов прошлого века, когда острый экономический кризис привел к разрушению сложившейся системы речных пассажироперевозок. Теплоходное «хозяйство» Херсонского речного порта «пошло по рукам», пока не перешло в управление акционерной судоходной компании «Укрречфлот». К этому времени компания располагала уже четырнадцатью транспортными единицами, которые уже, что называется, «морально устарели» (все теплоходы были построены еще в 60-70-х годах прошлого века) и с каждым годом стали нуждаться во все более длительном и серьезном ремонте.
Между тем, сама потребность херсонцев в речных пассажирских путешествиях не только не уменьшилась, но и увеличилась: дачи, как уже было сказано выше, стали важным условием существования для многих горожан. Но само собой, что компания негосударственной формы собственности не будет работать, не рассчитывая на прибыль.
А как обеспечить прибыль, если 80% пассажиров – пенсионеры, законодательно имеющие право на льготные условия перевозок? Рассчитывать в таком случае, как и при организации перевозок другими видами транспорта, можно исключительно на компенсации из местного и государственного бюджетов.
Однако, начиная с девяностых годов и до сегодняшнего времени, субвенции из госбюджета поступают несвоевременно и не в полном объеме, что периодически провоцирует кризисную ситуацию в организации пассажирских перевозок. Не говоря уже о том, что финансирования из городского бюджета совершенно недостаточно.
Учитывая все эти факторы, в городе активно развивался альтернативный вариант транспортировки пассажиров водными путями. Осуществляется это за счет так называемых «маломерных транспортных средств» – дряхлых моторных баркасов, которые работают «полуофициально» (если не совсем «по-черному»), и в которые в навигационный период, особенно в выходные дни, пассажиров набивается буквально «под завязку». Не мудрено, что такие условия перевозок ставят вопрос о безопасности здоровья и жизни пассажиров.
К 2009 году сложившаяся ситуация стала совершенно критической. АСК «Укрречфлот» признала несостоятельность своего дальнейшего оперирования речными пассажирскими перевозками в городе. Хозяйство получило нового оператора – государственное предприятие «Администрация речных портов Украины».
На первых порах предприятие и город «дружили»: государство в кои-то веки в полном объеме компенсировало речникам расходы по перевозке льготных категорий пассажиров, а на очередной сессии городского совета, состоявшейся в начале 2009 года, было принято беспрецедентное для Херсона решение о выделении из горбюджета на обеспечение речных пассажироперевозок 3,5 миллиона гривен.
Впрочем, уже в следующем году «Администрация речных портов Украины», как заявлял тогда Херсонский городской голова Владимир Сальдо, принялась «шантажировать» городские власти, требуя от них возмещения расходов не только в полном объеме, но и наперед (что при бюджетных операциях можно счесть нонсенсом). К тому же, предприятие выступило с непопулярным предложением о повышении цены на билет с 8 гривен до 9,40 и 10 (в зависимости от продолжительности рейса), оправдывая это повышением затрат на ремонт, ГСМ, расходные материалы и зарплату работникам.
Новые кардинальные перемены созрели в начале 2012 года, когда постоянная комиссия городского совета по вопросам транспорта разработала «Программу развития речного коммунального транспорта Херсона на 2012-2014 годы». Документ был утвержден 27 апреля на сессии горсовета.
Программа предусматривает создание в Херсоне коммунального речного транспорта в составе 10 крупных пассажирских катеров. Для ее реализации создано специальное коммунальное предприятие – «Херсонский коммунальный порт».
В числе основных мероприятий по выполнению программы предусмотрено провести инвентаризацию имеющихся причалов и гидротехнических сооружений и провести конкурс на строительство новых речных катеров, отвести земельные участки под строительство коммунальных причалов и технической базы.
Сегодня предполагается постройка 10 коммунальных пассажирских катеров, из которых 5 построят до конца 2013 года, а еще 5 – до конца 2014 года. Стоимость катеров составит 15 миллионов гривен.
В целом на реализацию Программы планируют потратить 20,83 млн. грн, из которых 15,2 млн. грн. – из городского бюджета, 4,4 млн. грн. – из государственного бюджета (для компенсации перевозки пассажиров льготных категорий) и 1,22 млн. грн. – из других источников.
Автор: Григорий Носенко, “Провокация“