Братья Гримм, братья Стругацкие, братья Коэн… эти словосочетания давно стали идиомами. Братья, работавшие вместе и благодаря объединению усилий и талантов создававшие что-то новое. Такие “идиоматичные” братья есть в Херсоне – весь город знает братьев Билецких – отцов херсонского туризма, мастеров исторической реконструкции, организаторов “Тышо-Тышо Феста” и известных дизайнеров.Их деятельность настолько разнообразна, что определить её одной сферой невозможно. Они называют то, чем занимаются – любовью к жизни. Теперь они начали осваивать ещё одно, новое для себя поле деятельности – политику. На местных выборах они идут кандидатами в депутаты городского и областного советов от партии “Украинское Объединение Патриотов – УКРОП”.
Алексей Сергеевич (слева) и Павел Сергеевич (справа) Билецкие
– Менять мир снаружи очень тяжело – проще внедриться в мир в серединку и начать менять его изнутри. Что делать у нас понимание есть, а механизмов нет. Пока что всё происходит так: ты идёшь, ищешь какого-то чиновника или депутата и ему рассказываешь, что и как нужно сделать. Он тебя в лучшем случае выслушает, но не факт, что прислушается к этому и будет так действовать. Когда же ты сам заходишь внутрь, ты понимаешь, что вот тут что-то можно поменять и меняешь. Только так у нас можно добиться конкретного результата, – говорят братья, объясняя своё решение принимать участие в выборах.
Алексей и Павел: как всё начиналось
– В далёком 1983-ем году в ХБКовском роддоме родился первый, – пошутил Павел в ответ на вопрос о том, а как же всё началось и как они пришли туда, где находятся сейчас.
В том, что они занимаются любимым делом, братья “винят” родителей, которые привили им любовь к прекрасному. Их мать – известная в Херсоне художница, член Союза художников Украины Светлана Анатольевна Билецкая. Родившись в такой семьи, невозможно было не полюбить прекрасное вокруг, не полюбить культуру, историю.
Павел: Родители в детстве объяснили – либо ты занимаешься тем, что тебе нравится, либо ты не занимаешься вообще ничем (потому что зачем ты тогда вообще живёшь в этом мире).
А так как нас двое, нам проще заниматься тем, что нам нравится, потому что всё время есть поддержка друг друга. Любой человек живёт по синусоиде по синусоиде – то подъёмы, то спады.
Алексей: И благо, что у нас эти волны обычно не совпадают, поэтому мы можем друг друга поддерживать, помогать.
Мы увлеклись любовью к своему краю. Из этой любви и увлечённости и выросли постепенно наши проекты. Что зародилось раньше – сейчас уже не можем понять.
Я отдельно это отмечаю, не знаю, к стыду или к гордости, но я работал на чужого дядю всего месяц в своей жизни. Всё остальное время у нас были свои проекты, где мы вдвоём либо с командой что-то делали и чего-то достигали.
Сейчас у братьев 4 глобальных проекта и множество более мелких. 4 кита, на которых зиждется их любовь к жизни это – дизайн, туризм и экскурсии, исторические реконструкции.
Дизайн – это образ мышления
Помимо всего прочего Павел и Алексей – дизайнеры. Именно с их помощью в Херсоне зарождались многие креативные проекты. Павел – член союза дизайнеров.
Алексей: Дизайн – это образ мышления. Это реклама, интерьер. логотипы, продукты, фирмы, пиар личностей… что угодно. Наше агентство идей “To Be” – это когда идея рождается, мы её развиваем и выдаём “под ключ”.
Павел: С нашей помощью в Херсоне рождались проекты “Прищепка”, “Коко”, “Кофейня на Почтовом переулке”, “Дилижанс” и многие другие. Мы разрабатывали логотип и первоначальний интерьер “Требуйте везде” на “Фабрике”. Я не беру уже всякие “АльфаБанки” и многое другое. В прошлом году меня очень порадовало работать с “Harley&Davidson” – мы для них делали футболки – погрело душу <смеётся>
Туризм и экскурсии – ХерсON
Видешь Билецких – говоришь “туризм”, видишь “туризм” – говоришь “Билецкие”. Их имя прочно связано с туризмом, настолько прочно, что Алексея и Павла можно называть его “отцами” в Херсоне.
Алексей: Вначале любили эту землю, потом начали показывать её друзьям, а потом решили попробовать показывать всем остальным.
Алексей: Мы сделали первую экскурсию бесплатную, чтобы проанализировать, а нужно ли это. Народу собралось так много, что пришлось ограничивать количество людей.
Павел: Мы создали Центр туризма и приключений “ХерсON” и начали водить экскурсии, показывать, исследовать. Но очень быстро поняли, что нас ждёт “стеклянный потолок”. В Херсоне 350 тысяч человек – это очень мало. А если уж мы начали этим заниматься, то хочется заниматься серьёзно и хорошо.
И пришло понимание, что Херсону нужно больше туристов. И что нужно глобально развивать Херсон не только в туристическом аспекте, а во всех других.
“Рассказать и создать красивую картинку мы умеем. Да, мы можем раскричать на всю Украину: “Эге-гей, Херсон лучший в мире, это столица мира!” И сюда приедут. Но если сюда приедут один раз и увидят здесь разруху, они сюда второй раз не приедут. Отсюда вылился проект – улучшение города глобально, дизайн города”.
Алексей: Велодорожки – это туризм? Туризм. Чистые улицы и ухоженные газоны – туризм? Тоже туризм. Потому что если турист приезжает и видит там засохшую землю, то спросит: ребята, вы рассказываете о том, какое у вас великое историческое наследие, а что ж вы в говне-то живёте.
Вперёд – в прошлое
Прогресс немыслим без осознания своих корней, считают братья. Их хобби – историческая реконструкция. Больше всего они любят воссоздавать эпоху викингов. Но реконструкция – вовсе не “игра для взрослых”, как считают многие. В первую очередь – это просветительская деятельность, изучение истории родного края.
Павел: Наша история учебников очень выборочная…
Алексей: …ограниченная…
Павел: …на протяжении веков её меняли, чтобы было удобно и выгодно.
А ведь любить можно только то, что ты уважаешь, а уважать только то, что ценишь, а ценить – только то, что знаешь. Поэтому обязательно надо рассказывать и показывать – чтобы народ знал, где он живёт, а, как следствие, – любил и хотел менять.
Нас очень радует, что после наших прогулок и экскурсий появляются инициативы – волонтёрские, предпринимательские, кто-то хочет вкладывать деньги, а кто-то просто взять метёлку пойти подмести на своей улице.
Они оживляют историю
Братья Билецкие 3 года назад основали первый в Украине Музей живой истории “Олешье”, который объединил в себе и туризм, и элементы исторической реконструкции, и ликбез про нашу культуру.
К сожалению, с наступлением кризиса проект оказался в полузамороженном состоянии – туда иногда ездят экскурсии школьников,
Алексей: Сейчас музей больше существует виртуально, по необходимости. Вот буквально вчера у нас было сто детей из школы. Туда выезжает команда, ставит реквизит, рассказывает, показывает – дети влюбляются во всё это, – потом всё сворачивается и увозится.
Павел: Стационарно пока не можем там обосноваться – нет поддержки от власти. Мы договорились с бизнесом – предприниматели помогают нам с арендой земли. К сожалению, с государством у нас взаимоотношения странные – вроде бы все нас поддерживают, машут руками и хлопают в ладошки, но конкретной помощи никогда никакой нет. Не мешают – и то хорошо.
Алексей: У нас несовершенное законодательство, как на местном уровне, так и на государственном.
Павел: Например, в законе о местном самоуправлении нет вообще упоминания туризма в принципе. То есть местное самоуправление не имеет права заниматься туризмом только потому, что это не прописано в законе. Так о какой туристической столице мы можем говорить?
ТИЦ от братьев Билецких
В этом году вместе с городской властью братья Билецкие запустили новый проект – туристическо-информационный центр (ТИЦ).
Павел: ТИЦ – это офис, в который может обратиться любой херсонец или приезжий и спросить: “Ребята, а куда в Херсоне можно пойти?”
Алексей: По-модному это называется “welcome office” – администратуры встречают человека и на русском. украинском или английском всё объясняют.
Павел: Бывает, в день заходят несколько иностранцев и один местный, бывает – один иностранец и несколько местных. Это связано с выходными, с праздниками, с погодными условиями. Мы можем отслеживать системные изменения интереса к разным туристическим “продуктам” нашей области.
Алексей: Сейчас делаются стойки для информационной продукции о ТИЦе, которые поставят на вокзале, в аэропорту. Буквально недавно подписали документы, утвердили все эскизы. Крайне медленно всё это делается, Как люди бизнес-среды мы понимаем, что это можно сделать во много раз быстрее и установить эти стойки за неделю. Но всё упирается в эту инертную бюрократическую машину, с которой приходится дружить и работать. Но ничего, мы победим!
Алексей: ТИЦ – это инструмент. Развивать туризм в городе абстрактно очень тяжело. Нужны конкретные шаги и ТИЦ – это как раз та конкретная структура, которая должна лоббировать интересы туризма в областных и городских советах, в общественных советах.
“Тышо-Тышо Херсонщина!”
Павел рассказал забавную легенду: когда-то князь Потёмкин, приехав в эти края, набрал горсть здешней земли, поднёс её к лицу, понюхал и сказал: “Тышо-тышо земля!” Ну и, естетственно, решил основать здесь город…
Павел: Мы решили провести эксперимент, который показал городским властям на конкретном примере туристический потенциал Херсона. Когда мы до этого говорили про туризм в Херсоне, власть с непониманием смотрела на нас и крутила у виска: “В Херсоне? Вы о чём! Такого быть не может, это сколько денег надо сюда вкладывать, чтобы развивать туризм…”
Выбрали локацию сказали себе, что за месяц организуем фестиваль и покажем, во что может превратиться набережная Херсона. Как же все удивились, когда у нас получилось! В обычный день набережную посещают от силы человек 200 – а за первый фестиваль за два дня прошло 15 тысяч человек! Это был бум.
Алексей:
“Мы видим эти механизмы и знаем, как их использовать в масштабе всего города. Весь Херсон можно сделать таким фестивалем, правильно расставив акценты в городе, благоустроив его, правильно расставив приоритеты, насытив город интересом и смыслом”.
Второй фестиваль, приуроченный ко Дню города, посетили 30-35 тысяч человек. Это колоссальное число для Херсона! Приезжали несколько организованных автобусов из Николаева, Одессы, машинами ехали ребята из Киева, Ивано-Франковска – и это только то, что нам известно.
Более того – специально на наш фестиваль через “Турецкие авиалинии” прилетели иностранные туристы.
Павел: А вы знаете средний чек иностранца? Они привозят деньги в наш город, который поступят в бюджет и пойдут на благоустройство жизни в Херсоне.
Херсон может стать туристической столицей за 4 года
За 4 года Херсон может достичь уровня Львова, уверены Билецкие. Но этого нужно захотеть и хорошенько для этого постараться.
Алексей: Львов добился этого за 7 лет – мы, используя опыт Львова и Одессы, сможем сократить этот срок до 4-х.
Павел: Но власть не то что этому не содействует, а зачастую даже препятствует. Очень часто мы сталкиваемся с препятствиями. Самое банальное – в законе “О местном самоуправлении” вообще нет упоминания туризма – в принципе. То есть местное самоуправление не имеет права заниматься туризмом, только потому, что это не прописано в законе. Так о какой туристической столице мы можем говорить?..
Туризм – нужен. Развивать – некому
Сейчас нет ни единого органа, который занимался бы созданием стратегии развития в регионе туризма.
Алексей: В Херсоне получается, что такие лебедь рак и щука, каждый из которых видит по-своему, как стоит развивать туризм. То есть: “А давайте внесём в туризм такую-то сумму и напечатаем кучу листовок!” – “А давайте!”, “А давайте поставим какие-то указатели!” – “А давайте!” А к чему это приведёт – непонятно.
Павел: Вот и делает каждый, кто во что горазд – получается город-шапито.
Алексей: Каким будет Херсон через 5 лет? Может, это будет промышленный город, может – студенческий городок и IT-технологии, или туристическая столица – пункта “Б” куда мы идём никто назвать не может.
Павел: Срубить сегодня, чтобы жить прямо сегодня лучше – эта теория всё меньше работает. Ты когда саженец тыкаешь в землю – можешь с него завтра яблоки собрать? Вряд ли.
И нельзя ругать первоклассника за то, что он не знает алгоритмов. Не знаешь – спроси у специалистов, экспертов. Управленец городом, мэр должен быть в первую очередь менеджером. В чём преимущество менеджера – он не обязан уметь всё, но он должен уметь организовать, спросить, направить, сколотить команду. А в команде на должностях должны быть эксперты, а не люди, которых надо куда-то пристроить
Павел: У нас начальники управлений не успевают меняться, зачастую возглавляя совершенно разные отрасли.
“Лёша, слушай, а давай завтра займёмся тяжёлой металлургией, а? Почему бы и нет?”, – шутит Павел.
В партии УКРОП “подкупила” команда
Алексей и Павел никогда не поддерживали ни одну политическую силу и не состояли ни в одной партии. Но, увидев, какие люди вошли в херсонскую команду партии “Украинское Объединение Патриотов – УКРОП”, они не смогли оставаться в стороне.
Павел: В херсонском “УКРОПе” нас подкупили люди, которые вошли в команду. Я знаю этих людей, они умеют реализовывать успешные проекты, строить, развивать – это и Боржков, и Козлов, и Зеленский… Такая команда не может не внушать доверия.
“То, чем мы занимаемся – это не просто работа. Это – любовь к жизни. Мы любим этот город, эту область, эту страну, поэтому хотим её развивать.
Бог на протяжении веков поцеловал эту землю несколько раз – грех этим не воспользоваться”.
На правах политической рекламы*