В январе – марте 2015 года в общий фонд местных бюджетов области мобилизовано 339,4 млн грн налогов и сборов, что составляет 127,3% к плановым показателям. Сверх плана получено 72,9 млн грн. Выполнение доходной части местных бюджетов обеспечено всеми сведенными бюджетами городов и районов.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступления возросли на 20,5%, или на 57,8 млн грн. Динамика увеличения поступлений наблюдается во всех местных бюджетах, кроме областного.
Наращивание доходов произошло по основным налогам и сборам, которые зачисляются в местные бюджеты. Так, по налогу на доходы физических лиц (в сопоставимых условиях) достигнут рост поступлений против прошлого года на 9,5%, или на 15,5 млн грн, по плате за землю – на 24,4% (на 10,5 млн грн).
В специальный фонд местных бюджетов в течение І квартала текущего года поступило 9,3 млн грн, что втрое превышает плановый показатель.
Но столь радужные показатели сведенного бюджета омрачаются показателями некоторых бюджетов.
Так, в Новой Каховке, Бериславском и Верхнерогачицком районах допущено сокращение поступлений основного бюджетообразующего платежа – налога на доходы физических лиц – на 2,6, 3,1 и 1,6 процента соответственно.
Значительно ниже среднеобластного показатель темп роста указанного налога по бюджетам Голопристанского, Каланчакского, Каховского и Новотроицкого районов, где поступления увеличились лишь на 1,2 – 4,9 процента при среднем росте по области на 10,6%.
Не выполнены взятые обязательства по привлечению налога на доходы физических лиц бюджетом Новой Каховки, которым недополучено к плану 0,5 млн грн.
Бюджетом Цюрупинского района допущено сокращение поступлений платы за землю против соответствующего периода прошлого года на 9,5%, или на 0,2 млн грн.
Напомним, что начиная с 01 января 2015 года, введено взимание акцизного налога с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, которого в І квартале текущего года в местные бюджеты поступило в сумме 26,2 млн грн, что на 17,9 млн грн (в 3,2 раза) больше плановых показателей на этот период. При этом по бюджетам Каховки и 13-ти районов уже перевыполнены годовые плановые показатели по этому налогу.
Из 298-ми бюджетов местного самоуправления по 75-ти бюджетам, либо по каждому четвертому, отсутствуют плановые назначения по акцизному налогу с конечных продаж при их фактическом поступлении. Это указывает на некачественное планирование доходной части местных бюджетов области на текущий год.
Кроме того, по 12-ти местным бюджетам налог не поступал при запланированных поступлениях, а по 18-ти бюджетам поступления не планировались и фактически не поступали, что свидетельствует либо об отсутствии расположения точек розничной торговли подакцизными товарами на этих территориях, или об отсутствии налаженного сотрудничества между местными органами власти и контролирующими органами по взиманию налога в бюджет.
Еще одним из новых источников доходов местных бюджетов определен налог на недвижимое (коммерческое) имущество. База налогообложения указанным налогом не зависит от цикла развития экономики и является стабильной. От усилий, направленных на взимание налога местными органами власти, зависит выполнение самоуправляющихся полномочий.
Анализ уровня выполнения годовых плановых показателей показал, что по отдельным бюджетам он достаточно низкий. Так, 46 бюджетов из 320-ти, которые входят в состав бюджетной системы области, обеспечили выполнение годовых плановых показателей на уровне менее 15%, тогда как среднеобластной показатель составляет 26,2%. При этом 16 из указанных бюджетов выполнили годовой план на уровне даже меньше 10%, а именно: по одному в Бериславском, Горностаевском, Нижнесерогозском и Чаплинском районах, по два бюджета – в Верхнерогачинском, Голопристанском и Скадовском районах, по три бюджета – в Ивановском и Нововоронцовском районах.
За январь – март 2015 года вырос на 5,8% налоговый долг по уплате платежей в местные бюджеты и по состоянию на 01 апреля он составил 59,1 млн грн.
Так, налоговый долг по налогу на прибыль предприятий вырос в 8,1 раза (с 1,5 млн грн до 12,2 млн грн), а по фиксированному сельхозналогу – в 5,4 раза (с 0,07 млн грн до 0,4 млн грн).
Рост недоимки допущен в городах Херсон и Новая Каховка и Геническом, Горностаевском, Ивановском и Нижнесерогозском районах.
По оперативным данным, по состоянию на 01 апреля текущего года в области остаток невыплаченной заработной платы, начисленной за март 2015 года, составил 0,2 млн грн.
Такая ситуация связана прежде всего с невыполнением местными советами требований статьи 77 Бюджетного кодекса Украины при утверждении местных бюджетов области на 2015 год в части первоочередного учета в полном объеме средств на оплату труда работников бюджетных учреждений.
Так, при утверждении местных бюджетов нехватка бюджетных назначений на оплату труда работников бюджетной сферы области в целом составила 34,2 млн грн, на проведение расчетов за энергоносители и коммунальные услуги, потребляемые бюджетными учреждениями, – 6 млн грн.
Благодаря проведению мероприятий по экономному и рациональному использованию бюджетных средств по состоянию на 01 апреля необеспеченность средствами на оплату труда сократилась на 5,4 млн грн и составила 28,8 млн грн.
Наибольшие объемы необеспеченности ассигнованиями на оплату труда имеют место в Голопристанском – 4,7 млн грн, Белозерском – 4 млн грн, Великолепетихском – 3,7 млн грн и Цюрупинском – 2,2 млн грн районах.
По оперативным данным, уровень расчетов бюджетных учреждений, финансируемых из местных бюджетов, за потребленные энергоносители и коммунальные услуги за январь – март 2015 года составил 94,7%, в том числе за услуги теплоснабжения – 88,2%, водоснабжение и водоотведение – 98,5%, электроэнергию – 99,5%, природный газ – 96,9 %. Задолженность, срок оплаты которой не наступил, составила 6,6 млн грн.
На осуществление программ социальной защиты населения из государственного бюджета получено 465 млн грн целевых субвенций, что составляет 96% к плану.
Полученный объем бюджетного финансирования дал возможность полностью рассчитаться с получателями государственных пособий семьям с детьми, льгот и жилищных субсидий населению на приобретение твердого и жидкого печного бытового топлива и сжиженного газа, на что направлено 387,1 млн грн.
Финансирование льгот и субсидий населению по оплате электроэнергии, природного газа, услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения и квартирной платы проведено в сумме 68,3 млн грн, что составляет 88,6% к плану.
Финансирование льгот по услугам связи, других льгот, предусмотренных действующим законодательством и компенсационных выплат за льготную перевозку отдельных категорий граждан произведены в сумме 9,6 млн грн (73,6%).
На выплату социальных пособий на детей-сирот и детей, содержащихся в домах семейного типа и приемных семьях, направлены средства субвенции в сумме 7,6 млн грн, что позволило полностью рассчитаться с получателями этих пособий.
Публікацію було створено в рамках проекту «Створення і впровадження державної системи контролю за коштами «Відкритий бюджет», який впроваджується Громадською організацією «Агенція громадської журналістики МІСТ» за фінансової підтримки Європейської Комісії в Україні.