Новость о том, что новый нефтегазовый монополист приобрел Херсонский нефтеперевалочный комплекс, облетела сегодня все СМИ.
Ранее планы покупки херсонского комплекса озвучивала румынская компания Ромпетрол, у которой после этого начались серьезные проблемы с херсонской таможней, которая долгое время не пропускала импортное топливо.
Напомним, что румыны хотели вложить в украинскую экономику 1 миллиард долларов. Теперь, судя по сообщениям прессы, конкуренты ВЕТЭКа передумали инвестировать в Украину. В такой ситуации не сложно понять, что готовится благоприятная почва для создания крупнейшего за всю историю современной Украины монополиста.
Что же приобрел юный олигарх в Херсоне?
Приобретенный объект, как следует из сообщения компании, включает нефтегавань с двумя причалами, позволяющими принимать суда с грузоподъемностью до 10 тыс. тонн.
Гавань располагает семью рабочими резервуарами под светлые нефтепродукты, автоналивной эстакадой. Ранее в медиа сообщалось, что вместительность ее резервуарного парка – 50 тыс. тонн, и гавань способна осуществлять перевалку 1 млн тонн нефтепродуктов в год. Нефтебаза, также входящая в состав комплекса, позволяет хранить 10 тыс. тонн продукции.
Нефтегавань располагается в устье р. Днепр на правом берегу реки и соединена судоходным каналом шириной 100 м и глубиной в среднем 7,6 м с Днепровским лиманом и далее с Черным морем. Нефтебаза соединена ж/д веткой со станцией Херсон и двумя межцеховыми продуктопроводами – с нефтегаванью для реверсивной перекачки нефтепродуктов. Автоэстакада позволяет наливать одновременно пять видов нефтепродуктов. Нефтебаза имеет две односторонние ж/д эстакады для слива и налива нефтепродуктов. Суточная пропускная способность эстакады составляет 48 вагонов-цистерн. На территории имеются свои насосные станции, офисные, ремонтные и складские помещения, гараж для автотранспорта.
В группе ВЕТЭК на запрос Delo.UA о стоимости приобретения вчера не ответили. Аналитики инвесткомпаний оценить сделку затруднились ввиду отсутствия финансовых показателей работы предприятия за предыдущие годы. Наш источник на рынке отметил, что постройка такого комплекса с “нуля” обошлась бы в $25-50 млн. “Если же учесть то, что оборудование в Херсоне устарело, он может стоить от $10 млн до $20 млн”, – сказал источник. Для сравнения: постройка похожего комплекса под Николаевом, рядом с портом “Октябрьск”, годовой перевалочной мощностью 2 млн тонн, о которой минувшим летом заявляла компания “Транс Юкрейн”, была проанонсирована на $100 млн.
В компании харьковского бизнесмена свою херсонскую сделку объясняют процессами вертикальной интеграции. В пресс-релизе приводятся и такие слова Сергея Курченко: “Приобретение Херсонского нефтеперевалочного комплекса позволит нам удовлетворить растущие потребности в перевалке светлых продуктов и их реализации”. Детализацию этих своих планов в компании не приводят
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич полагает, что ВЕТЭК вряд ли будет использовать херсонскую гавань для импорта нефти или экспорта продуктов из нее, произведенных на принадлежащем группе Одесском НПЗ (ОНПЗ). “Нефтеперевалка, скорее всего, будет использоваться для импорта нефтепродуктов. Ведь, располагая возможностями перевалки нефти в Одессе, в непосредственной близости от ОНПЗ, поставка сырья через Херсон логистически не оправдана”, – уверен эксперт.
При всем том он не исключает, что херсонские мощности могут использоваться для подстраховки – если у ВЕТЭК возникнут проблемы с перевалкой сырья в Одессе. (В нефтегавани Одесского порта функционируют три стивидорные компании, которые связывают с группой “Приват” Игоря Коломойского).
Марунич не отрицает и ту версию, что херсонское приобретение ВЕТЭК может послужить планам группы по развитию собственной сети АЗС. Хотя в данном случае не все так однозначно.