На прошлой неделе из Японии прибыло уникальное оборудование для строительства комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков на Мозырском НПЗ.
Реакторы по заказу предприятия изготовила японская компания Kobe Steel LTD, выигравшая тендер. От города Кобе, где изготавливалось оборудование, по прямой до Мозыря чуть более восьми тысяч километров, но груз шел водным путем и преодолел расстояние втрое длиннее: пересек Атлантический и Тихий океаны, попал в акваторию Черного моря. В мае реакторы прибыли в украинский порт Херсон, а оттуда по Днепру и Припяти – на заводской причал.
Специально реконструированный, чтобы принять оборудование таких габаритов и веса. Потребовалось также укрепить двенадцать километров дороги – отрезок сухопутного пути груза. Длина каждого из четырех реакторов – 31 метр, (с опорной юбкой – 51 метр), вес 860 тонн. Стоимость доставленного оборудования около 40 миллионов евро.
Первый из четырех реакторов на причале ОАО “МНПЗ”; подготовка к транспортировке по суше; перегрузка с баржи на колеса завершена. Две специальные платформы доставляют реакторы на стройплощадку. За процессом перегрузки первого из четырех реакторов с водного транспорта на платформы наблюдали заводские специалисты, журналисты и просто любопытные. Процесс оказался сложным и продолжался несколько часов. Голландские специалисты довольно быстро соорудили настил, соединяющий гладкое заасфальтированное дорожное полотно с баржей. Но потребовалось немало времени, чтобы платформы, весом в 140 тонн, управляемые дистанционным пультом, с ювелирной точностью разместились на барже под реактором.
Для равновесия баржи пришлось закачивать и откачивать воду в трюме. И вот наконец перегрузка успешно завершена, платформы с реактором медленно тронулись, передние колеса их коснулись асфальта. Движение по дороге – со скоростью пешехода – четыре километра в час. Потребуется около двух недель. чтобы перегрузить с барж и доставить на место все четыре реактора, Все работы по их транспортировке проходят под контролем специалистов Kobe Steel.
Проект строительства комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков самый масштабный и дорогостоящий в истории предприятия – по предварительной оценке более одного миллиарда долларов. Лицензиар проекта – французская компания “AXENS”. Монтаж реакторов должен начаться в середине июля. Выполнять монтажные работы будет голландская компания “МАММОЕТ”, выигравшая тендер. Определяющим в выборе именно ее среди прочего было и наличие специального крана, грузоподъемностью более 2000 тонн. В будущий комплекс входят комбинированная установка гидрокрекинга, установка производства водорода и установка производства серы.
“На всем пространстве СНГ еще четыре подобных комплекса пока только проектируются в России, – рассказывает Вадим Данилевич, директор дирекции по реконструкции и развитию ОАО “МНПЗ”. – После реализации проекта глубина переработки нефти достигнет 89%. Соответственно уменьшается производство низкорентабельных темных нефтепродуктов – мазута, гудрона и увеличивается количество светлых – бензинов, дизтоплива. Экономическая выгода – очевидна. Предполагаемый срок окупаемости проекта 5 – 9 лет. Зависит это от конъюнктуры рынка, стоимости нефти и нефтепродуктов”.
Как видим, техническому совершенству даже самых передовых производств нет предела. Такой комплекс – мечта нынешнего поколения нефтепереработчиков. С реализацией проекта процесс нефтепереработки на МНПЗ будет практически безотходным. Сам процесс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков настолько сложный, что во всем мире не много таких производств. Тяжелые нефтяные остатки – это гудрон, мазут, все еще используемый как топливо, но экологически далеко не лучший продукт.
Сообщает ресурс “Новости тут”.
Газификация стремительно вытесняет его, и наступит время, когда топочный мазут окажется невостребованным. Остается лишь переработать его в более качественные светлые нефтепродукты. Завершить строительство комплекса планируется в четвертом квартале 2017 года. С вводом установки гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков завод выйдет на новый технологический уровень, это будет серьезный шаг на пути увеличения эффективности работы предприятия.