Аристократии больше нет. Наступила тотальная меритократия. Побеждает тот, у кого интереснее, – и это не всегда будет инвестор-миллиардер, а очень часто школьник из соседнего подъезда. Неудивительно, что это многим не нравится. Теперь надо будет больше и лучше работать.
Как правило, такими мотивирующими словами вот уже с пяток лет гуру журналистики начинают или заканчивают свои размышления по поводу настоящего и будущего медиаиндустрии.
И как правило, найти таких школьников и научиться у них мне лично не удается. Ну, если не считать паблик и сайт копипасты «Типичный Херсон», аудитория у которых внушительная, но их влияние на процессы настолько минимально, что принимать их во внимание, похоже, перестали даже продавцы кулонов Тризуб.
Вместе с тем, херсонские электронные СМИ продолжают бурить дно, нанимая рабочую силу подешевле, которая, в свою очередь, выдает контент уровня средней школы.
Так как в ходе постоянных мониторингов я вынужден просматривать сайты, констатирую – в погоне за просмотрами и лайками работники (да-да, именно так, и никак иначе) сайтов готовы не просто ставить всю чернуху, которую спродуцируют в пресс-службе милиции, но и ставят откровенные фейки.
Так, некие хулиганистые граждане, во время многочасовой поездки в поезде обсуждали вопрос падения качества журналистики в Херсоне, и не найдя консенсуса решили проверить опытным путем, проверяют ли хоть минимально работники сайтов то, что публикуют.
Из окна поезда был сделан снимок горящей лесопосадки, и отправлен на электронную почту одного из сайтов, сотрудники которого имеют план по количеству публикаций и просмотров. Хозяин, торгующий в миру машинным маслом и шинами очень радуется, когда его хобби набирает 8 000 просмотров. Поэтому работникам приходится изгаляться.
И вот, проснувшись утром, наши герои обнаружили, что «общественно значимый материал» опубликован и радует своей информативностью читателей.
Особенно порадовала приписка к тексту «причины пожара уточняются».
Очевидно, что никто в редакции не то что не проверил в сводке МЧС, которая доступна любому на сайте, но и не уточнил, как обещал, что же горит «с западной стороны Херсона».
Подобными фейковыми новостями, но уже на политические темы, знаменит депутат Богданов. Этот зависимый от внимания СМИ человек просто публикует в фейсбуке «инсайты», причем когда они оказываются враньем, объясняет это тем, что герои публикаций прочитали его запись и изменили свои планы. Таких случаев у господина Богданова около 90%. И все равно каждую его запись публикуют несколько сайтов, накручивая счетчик и дурача читателя.
Да, это два из сотен примеров, который можно привести, но мне показалось, что для иллюстрации общего уровня вполне достаточно.
При этом, я ни в коем случае не хочу обидеть работников и работниц именно этого сайта, или сказать, что мы на МОСТе не допускаем ошибок, и не опубликовали слух о назначении Игоря Пастуха в налоговую как факт, но опускаться до публикации фейковых новостей…
Ну и конечно, и журналистам-трудягам, и их ленивым и глупым коллегам следует понимать – читатель не хочет разбираться, кто из вас кто. Он хочет нормальных, качественных новостей, но в общей какофонии шлака найти их практически невозможно.
И да, аристократии больше нет. Никому не стыдно писать чушь. Никому не стыдно выглядеть глупым, если это приносит просмотры и лайки.
Сергей Никитенко, региональный представитель Института массовой информации