Интеренет издаине «Дело» опубликовало интервью топ-менеджера «Смарт-Холдинга» Алексея Тимофеева с Любомирой Ремажевской. Часть вопросов касалась судостроения, заводов В. Новинского в Николаеве и Херсоне.
А. Тимофеев отметил, что мощным было именно советское судостроение, а украинское судостроение – это часть советской индустрии. Советские авианосцы были построены на ЧСЗ тремя сотнями подрядчиков, из один из них ЧСЗ. Авианосцы строил СССР, а не Украина. Сегодня следует говорить надо не о «возрождении украинского судостроения», а о строительстве отрасли с нуля – по правилам глобального рынка и в условиях жесткой конкуренции. Для развития судостроения нужны «длинные» дешевые деньги, льготные режимы, аккредитив. Нужен свой капитал. «Смарт-Холдинг» инвестировал в судостроение более $100 млн. Максимальная маржинальность этого бизнеса – 10%. Соответственно, при высокой стоимости денег работать с крупными капиталоемкими заказами становится невозможно. В нынешней ситуации, при текущем состоянии экономики и законодательстве, судостроение будет оставаться проблемным: сколько бы «Смарт-Холдинг» ни давал туда денег на поддержание существования заводов, рыночных механизмов это не заменит. Рынок нужно строить. Надо, чтобы украинские ворота для инвесторов в судостроение были не запечатаны ржавыми болтами, а открыты.
Тимофеев надеется, что крупный бизнесмен, кторый стал Президентом, начнет по-настоящему развивать инвестиционный климат. Иначе продолжим задних пасти, будучи при этом самой большой территорией в Европе, привлекательным рынком, с большим потенциалом и т.п.
В составе холдинга два судостроительных завода – Черноморский и Херсонский, на которых потока новых заказов, судостроительных контрактов нет. В ближайшее время в небольших объемах лишь судоремонты и несудовые заказы.
В последние годы до 90% выручки ХСЗ обеспечивали российские судовладельцы либо компании с российскими корнями. Сегодня они де-факто ушли с нашего рынка.
ЧСЗ – это уникальный актив. Его специализация – военное кораблестроение, но он может работать и как универсальный судостроительный и судоремонтный завод. С точки зрения потенциала, каждый из этих заводов – это еще и порт. Есть большое желание развивать это направление. ЧСЗ выиграл тендер на корвет, получил заказ, идет частичное финансирование, с ним есть проблемы. Если денег нет на форму и питание для армии, то понятно, почему не финансировались военные корабли. В этом проекте есть свои нюансы, связанные с режимом секретности.
Работающий актив, порт «Очаков», актив небольшой, но операционно-прибыльный и развивающийся. Компания «Юпорт» построила там зерновой терминал, ввела его 15 мая этого года в эксплуатацию. Там сделаны немалые инвестиции, которые будут наращиваться.
Перевалкой занимаются в текущем режиме все заводы. Херсонский завод давно занимается перевалкой, и, в принципе, это направление может развиваться в партнерстве. На такого рода инфраструктурные проекты есть спрос. Недавно все необходимые документы получил ЧСЗ и тоже начал заниматься перевалкой, недавно отправил первое судно. Помимо бизнеса под названием «судостроение» каждый судостроительный завод – это промышленная площадка с коммуникациями, железной дорогой, причальной стенкой, подходным каналом. Это практически готовый перевалочный комплекс, в который нужно доинвестировать: в оборудование, склады, краны, расшить логистику. Через заводы сейчас идет металлолом, металл, лес, гипс, щепа, все, что можно без особых технических сложностей переваливать. Можно и нужно строить специализированные терминальные комплексы, например, под масло – это высокомаржинальная перевалка. Это могут быть хорошие инвестиции.
Завод «Океан» сейчас никакого отношения к холдингу не имеет, это не актив «Смарт-Холдинга». В принципе, никто не скрывает, был интерес к этому заводу, были переговоры, человек с ХСЗ возглавлял этот завод по просьбе акционеров. У завода есть российские собственники. Были планы войти в этот проект и купить этот завод. Это хороший завод, но хороший завод в слабой отрасли. Слабой в смысле экономики. Нынешним собственникам этот завод достался в результате различных судебных перипетий. Кроме того, у завода большой пул кредиторов.
До тех пор, пока риторика не поменяется на 100%, эти заводы и вся отрасль будут выживать, а это путь в никуда. Мы можем платить зарплату на заводах всю оставшуюся жизнь, но не сможем заменить рынок, а над рынком надо работать вместе с государством, как это делается везде, где есть судостроение. Свою часть этой работы мы выполним.