Новый Закон Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики», который всколыхнул больше россиян, чем украинцев, херсонцы сегодня утром не обсуждали на рынках, в маршрутках и на остановках. Все больше о ценах на продукты и коммунальные услуги.
Тем не менее, Закон, который запрещает не только использовать символику КПСС и несуществующего СССР, но и свастику с прочими символами НСДАП и Третьего рейха, запрещает использовать и название улиц, площадей и даже населенных пунктов, если они носят гордые имена вождей рухнувшей советской империи.
Херсону повезло. В 1924 году горячие головы остыли и не стали в честь смерти вождя мирового пролетариата переименовывать наш город в Ленинск. Хотя улиц, названных в честь коммунистических деятелей, дат и событий, предостаточно. Немецких названий, по понятным причинам, в Херсоне нет с 1944 года, следовательно, переименовывать тут нечего.
А вот символы, использовать которые запретили нам народные избранники, отыскать на улицах было несложно.
В данном репортаже мы используем запрещенные изображения в научных целях, что разрешено частью 3 статьи 4 указанного Закона.
Итак, приехавшего в Херсон впервые человека прямо на Привокзальной площади встречает лик Владимира Ильича и хитро смотрит на нас с памятной стелы, которой советские труженики увековечили знаменательное событие – награждение Херсонской области Орденом Ленина. Высится стела с жестяным орденом на этом месте с конца 60-х годов. Пару лет назад кто-то заботливо покрыл орден золотистой краской, придав Ильичу еще большей решительности во взгляде.
Кроме вождя на стеле изображены сами труженики, которые благодаря отсутствию запрещенных символов, могут оставаться на площади на законных основаниях. Ильичу же придется покинуть насиженное место.
Дальше от Ушакова до самой улицы Пугачева ни один запретный символ не будет резать глаз херсонцу. А вот на самой улице имени повстанца Емельяна нас встречают чудесные орнаменты из ваз, фруктов, винограда, колосьев, и щитов с серпом и молотом. И если фрукты и овощи, вазы и колоски могут оставаться, то серп и молот, как запрещенный символ, должны быть убраны.
Кстати, соседнее здание – точная копия «серпасто-молотастого», лишилось тоталитарных инструментов рабочих и колхозниц еще в конце 90-х. После переезда в бывшее общежитие судозавода городской налоговой, ее тогдашний начальник закатил там масштабный ремонт, в ходе которого некрасивые символы были заменены на малый Герб Украины – Трезубец. Вазы и прочие овощи-фрукты, как и щит, оставили.
Дальше на Ушакова вы наткнетесь на фонари над подъездами дома №69. Все три фонаря украшены пятиконечной звездой.
И тут вас ждет замешательство. В Законе четко не написано, является ли пятиконечная звезда символом тоталитаризма или нет. Нужно ждать разъяснений если не Конституционного суда, то хотя бы авторов Закона. Пока же оставим звезды, которых, нужно сказать по городу еще много, висеть спокойно тут. Тем более, что они украшают даже самое главное здание области.
Но об этом позже. Сейчас же мы подходим к неприметной пятиэтажке, крышу которой с советских времен украшают буквы украинского алфавита. Деревья настолько закрывают эти ржавые буквы, что лишь немногие херсонцы читали лозунг: «Вище прапор пролетарського інтернаціоналізму!». Согласно новым требованиям, эта надпись вне закона.
Кстати, ее можно полностью не демонтировать, а просто убрать слово «пролетарського» и кусочек «інтер». Выйдет очень ново и можно будет показывать туристам.
Далее по проспекту Ушакова мы видим памятный знак на здании завода «Электромаш».
На первый взгляд – это памятник погибшему герою Емельяну Гирскому, который не имеет запрещенной символики, но и тут мы признаем – он вне закона. Дело в том, что все памятные знаки, таблички и прочие объекты, прославляющие «лиц, которые занимали руководящие должности в коммунистической партии начиная с должностей секретаря районного комитета и выше, лицам, которые занимали руководящие должности в высших органах власти и управления СССР, УССР (УССР), других союзных или автономных советских республик, органах власти и управления областей, городов республиканского подчинения, работникам советских органов государственной безопасности любого уровня». А Емельян Гирский, до того, как стать руководителем партизанского отряда, работал заместителем председателя горисполкома, был членом ВКП (б). Кроме того, он как и его боевой товарищ Ладычук, обучался в Одесской разведшколе, и формально был сотрудником органов госбезопастности. Но, в Законе есть отступление, что памятники и памятные знаки, связанные с сопротивлением и изгнанием фашистских оккупантов из Украины не запрещены, и непонятно, можно ли оставить этот памятный знак в покое.
Здание облгосадминистрации освободили от тоталитарного символа – герба СССР – еще в начале 2000-х, заменив на малый Герб Украины, а вот звезды на колоннах оставили. Но повторимся, мы незнаем точно, считать ли эти звезды запрещенным символом или нет.
Звезды украшают колонны бывшего дома политпросвещения, а ныне музучилища.
Здание бывшего судостроительного техникума, а ныне Морской академии, и главного корпуса этого учебного заведения.
А вот ворота главного корпуса «мореходки» украшают аполитичные ромашки.
Пройдя через парк, хотел увидеть мозаику с изображением советского милиционера на одном из зданий областного УМВД, но милиционеры советского коллегу спрятали от зевак за рекламным баннером не дожидаясь закона.
Парк, теперь Городской, а ранее Ленина, лишился названия, но на входе есть табличка, которая сообщает, что в этом парке в 1917 году солдаты и рабочие собирались, чтобы поддержать решение очередного съезда РСДРП.
Табличка теперь вне закона.
Здания на этом перекрестке украшены звездами, которые, к слову, не дожидаясь Закона, начали падать сами.
В центральной части города искать запретные символы стало тяжелей. Все-таки коммунисты чаще рушили старые здания, чем украшали их своими символами, но кое-что нашлось. На здании женской консультации, где до революции располагалась земская управа, а до войны Херсонская авиашкола, висит табличка, напоминающая нам о том, что тут бывал всесоюзный староста, дедушка всех советских людей Михаил Калинин.
А в самом здании рожениц и их родственников встречает лично Белый Вождь.
Неизвестно, что оберегает его от охочих завалить памятник больше: строгая тетенька в регистратуре, отсутствие среди беременных борцов с тоталитарным прошлым или красивый коричневый ободок у ног вождя, но вождь стоит.
Кстати, на расстоянии вытянутой руки у него выключатель. Остается загадкой, что он включает.
Усталый путник, увидев столько советского и запрещенного, бредущий к остановке на улице Коммунаров, может увидеть гигантские серп и молот на входе в Комсомольский райсовет.
Наверное, это самый большой запрещенный символ Херсона. Кстати, название района придется сменить. Комсомол теперь тоже вне закона.
И уже на остановке, ожидая маршрутку, вы можете рассмотреть на фронтоне планетария имени Юрия Гагарина объект, отдаленно напоминающий герб СССР.
Юрий Гагарин, кстати тоже подпадает под действие Закона. Кроме того, что он первым полетел в космос, он еще являлся депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов и членом ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ). А значит его именем называть планетарий больше нельзя. Но, присмотревшись, увидите, что это просто похожее на него изображение, спокойно сядете в маршрутку и поедете домой.
Кстати, а живете вы на улице с запрещенным названием? Я – да.
Прогулялся по городу Никитенко Сергей