Предстоящая децентрализация ставит остро вопрос урегулирования бюджетного процесса на местном уровне и требует скорейшего решения. На сегодняшний день местные бюджеты не стимулируют развитие общин и не удовлетворяют потребности населения в услугах. Вопрос бюджетов территориальных общин Украины нуждаются в дополнительной прозрачности и открытости. Граждане, почти не принимают участия в обсуждении принятия решений, которые касаются местных бюджетов. И в этом заключается проблема в отношениях между населением и руководителями местной власти.
Эксперты Центра политических студий и аналитики предлагают органам местного самоуправления принять Бюджетный регламент – инструмент, который поможет упорядочить процесс формирования и использования финансовых ресурсов территориальных общин, а также регламентирует взаимоотношения между различными участниками бюджетного процесса.
При разработке проекта Бюджетного регламента следует заметить о том, что бюджетный процесс должен быть построен на принципах целевого использования средств, сбалансированности, обоснованности, эффективности, и наиболее часто упускается, на принципах публичности и прозрачности, на чем, в частности, подчеркивает Бюджетный кодекс Украины. Кроме этого, в нем указано, что Главный распорядитель «обеспечивает доступность информации о бюджете в соответствии с законодательством и настоящим Кодексом» (ст.ст. 7, 22 Бюджетного кодекса), и определен порядок доступа и публичного представления информации о бюджете (ст. 28 БК).
Как видим, вопрос самостоятельности, в том числе бюджетной, территориальных общин на сегодняшний день активно поднимается. Имеем даже законодательные новеллы – ЗУ «О добровольном объединении территориальных общин». В данном законе прописано, как будет формироваться местные бюджеты, после объединения, местные общины получат дополнительные средства из государственного бюджета и смогут улучшить местную инфраструктуру.
Также стоит принять во внимание лучшие практики европейских стран, в том числе нашего ближайшего соседа – Польши, где грамотная бюджетная децентрализация и успешное сотрудничество общественности с органами местного самоуправления привела к активному развитию территориальных общин.Принимая во внимание вышеприведенное, специалисты Центра политических студий и аналитики предлагают заложить в проект Бюджетного регламента следующие нормы:
- ввести термин «Общественного бюджета» – это понятная форма презентации основных бюджетных документов, направленный на донесение до общественности в доступной форме ключевых аспектов формирования (доходы и расходы), результатов исполнения и контроля за исполнением бюджета (новелла Бюджетного кодекса – ст. 22, Инициатива “Партнерство “Открытое Правительство”);
- ввести практику подготовки общиной предложений внесения изменений в областной бюджет и целевых программ и передача их соответствующей областной раде, или областной администрации, предоставить право Общественному совету при ОГА, городских советах инициировать проведение бюджетных слушаний. (Конституция Украины, Порядок проведения консультаций с общественностью по вопросам формирования и реализации государственной политики, Порядок содействия проведению общественной экспертизы деятельности органов исполнительной власти);
- Предусмотреть предоставление публичного отчета об эффективности и результативности выполнения целевых программ в доступной для общественности форме (ЗУ «О доступе к публичной информации», Инициатива “Партнерство “Открытое Правительство”).
Также, в качестве резюме, необходимо добавить, что планом действий по внедрению Инициативы “Партнерство “Открытое Правительство” в 2014-2015 годах, утвержденным 26.11.2014 г., предполагается внедрение пилотных инициатив, связанных с предоставлением информации о бюджете в открытой и доступной форме, на национальном, областном и местном уровне. Это добровольный путь, который избрала для себя Украина и пытается стать в один ряд с ведущими государствами Мира.
Целью инициативы является повышение уровня открытости и прозрачности деятельности государственных органов, поддержку привлечения институтов гражданского общества к формированию государственной политики, внедрение высоких стандартов профессиональной честности в государственном управлении. Поэтому, принятие местных бюджетных регламентов и внедрение программного обеспечения «Открытый бюджет» позволит гражданам принимать участие в бюджетном процессе и понимать сложные вопросы местных финансов большему слою населения, а местным властям будет способствовать стать более прозрачной и повысит уважение к государственным служащим.
По состоянию на начало июля 2015 года ни один из местных советов Херсонщины не принял бюджетный регламент. Эксперты ЦПСА подготовили проект регламента, который уже передали в Херсонский городской совет. Надеемся, что депутаты вынесут его в зал еще до выборов.