Сегодня на внеочередное заседание сессии Херсонского городского совета будет вынесен вопрос о коммунальном рынке. История его тянется многие годы и, похоже, мало кого волнует судьба рыночников, которые не могут работать на законних основаниях.
Тема действительно резонансна и визвала ряд вопросов со стороны депутатов во время заседания вчерашней рабочей группы по подготовке к сессии. Но никто из тех., кто поставил эти вопросы, не захотел выслушать на них ответы.
Чтобы разобраться в проблеме, мы обратились к депутату Дмитрию Больботу, который и вынес коммунальный рынок на рассмотрение. Сам он подчеркнул, что голосовать за вопрос на сессии не будет из-за конфликта интересов.
Что такое коммунальный рынок и из-за чего возникла эта проблема?
С самого начала?
Коротко.
Когда в 90-х закрывались предприятия, люди выходили на улицу и начинали торговать. Это был объективный исход, поиск рабочих мест, даже не поиск, а создание. Городская власть, в свою очередь, создала коммунальное предприятие, благодаря которому деньги шли не только торговцам, но также в бюджет.
Это такие рынки, как на Шуменском?
На Шуменском, да и по всему городу. Люди лепились ко всем рынкам. А кому не хватало мест на рынке, лепились возле рынка. Городская власть приняла такое решение. Но под это решение городская власть денег не дала. То есть по сути бросила людей на произвол. Соответственно, они поставили там за свой счет ларьки, прилавки. Конфликт возник, когда городская власть считала это все своим имуществом, ведь земля городская, а люди, в свою очередь, считали своим – ведь они потратили деньги на постройку.
«Активные депутаты горсовета» посчитали, что тут есть почва для коррупции. И попытались закрыть КП. Для этого инициировали проверки на всех уровнях. «Демократичная власть» насчитала тысяч 600 этому предприятию по всем-всем нарушениям, которые были, и которых не было.
В каком году это происходило?
Это был 2008 год. Суды потом были до 2010 года, а в 2010 году уже исполнительные производства. Депутаты успокаивали людей, советовали объединяться в кооперативы, уверяли, что не нужно никаких посредников, а КП – это просто воры.
Естественно, рыночники последовали совету, создали кооперативы, оформили документы и завели имущество. А позже оказалось, что без договора на аренду земли существовать они не могут, а договоры эти – на КП.
Людям пришлось искать компромисс с коммунальным предприятием, в итоге договорились, что кооперативы будут его финансировать, за счет чего КП погасит штраф в 600 тысяч. Так продолжалось 6 лет, а когда из общего долга выплатить осталось 62 тысячи, исполнительная служба арестовала счета предприятия и работа остановилась.
И какое решение? Ведь сумма небольшая…
Коммунальное предприятие нужно. И рыночники с этим соглашаются. И хотя возможности выплатить 62 тысячи гривен сразу у них нету, но они согласны платить частями и вскоре погасить долг.
Не совсем понятно, кто с кого требовал – город у КП?
Да, истец – это город, ответчик – КП, которое является городской собственностью. Выходит, деньги получат и переложат с одного кармана в другой. Все предприятия, которые там работают, ежегодно перечисляют в городской бюджет около миллиона. Казалось бы, 62 тысячи – не такая большая сумма, но люди не считают своим долгом платить штрафы за КП.
Обычный обыватель так и скажет – вон они торгаши, пусть и платят
А «торгаши» платят налоги.
Не налоги, а этот долг
Они платят и сейчас, и будут платить. Хотя считают, что это не их долг, не рыночники его наработали. Долг возник вследствие махинаций депутатов с КП.
А кто те депутаты, которые уничтожали КП?
Не хотелось бы называть имен. Многие из них занимают высокие должности, и все это помнят.
Ну так а какое же решение у вас есть?
Кому-то надо создать атмосферу напряженности. На ровном месте. Но люди платят этот долг. Сегодня они обращаются к городскому голове: по документам – вы истец, отзовите это производство, вот вам гарантийное письмо, каждый месяц будет погашаться долг. Некоторые начинают улыбаться, называя это цирком. Что ж, будем «шутить» и смеяться. Только долг в 62 тысячи гривен, казалось бы – мелочь, а для каждого торгующего – деньги.
Вы имеет отношение к рынкам?
Да, часть моих интересов есть там, но я столько не зарабатываю, чтобы погашать долги. Это коллективная форма собственности. Поэтому городу и говорят – вам платят, вы можете помочь. Отзовитесь.