Бюрократия всегда преследовала цель спрятать за собой махровую руку коррупции, ограждая междусобойчики от посторонних глаз. Бюрократия в земельном законодательстве по причине сверхприбыльности ресурса выросла до размеров, способных спрятать за собой даже слона… площадью в 72 гектара.
В августе 2017 года в Херсоне произошло беспрецедентное событие, связанное с городской землей, которое мало кто заметил. Речь идет о приватизации частными лицами по приказу начальника областного Госгеокадастра 36-ти земельных участков по 2 гектара каждый под личное сельское хозяйство на границе города. Или в городе. Или за его пределами. Или где-то в соседнем измерении на границе городской и областной земли. В общем, очень мутная история из бюрократического ада, о которой стоит рассказать.
ГДЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ХЕРСОН?
Этой истории не было бы места в нашем городе, если бы ответ на вышеизложенный вопрос был очевиден. Как это ни парадоксально, но существует несколько версий трактовки границ Херсона между Таврическим микрорайоном и пгт Зеленовка.
По Закону Украины “О землеустройстве” границы городов определяются проектом землеустройства по установлению границ административно-территориальной единицы.
По данным горсовета инвентаризация земель Херсона проводилась в 60-х, дополнительные территории присоединялись в 80-х. За период независимости границы не устанавливались, а соответствующий проект землеустройства до сих пор не был разработан!
Перед вами фрагмент Публичной кадастровой карты между микрорайоном Таврическим и пгт Зеленовка:
Видим два больших участка (48 и 24 гектара), но так было не всегда.
31 августа 2017 года начальник Главного управления Госгеокадастра в Херсонской области Игорь Шапран подписал приказ №21-3546/18-17-СГ “Об утверждении документации по землеустройству и предоставлении земельных участков в собственность без изменения целевого назначения”. Данным документом глава херсонского Госгеокадастра распорядился 72-мя гектарами земли, безоплатно предоставив ее в собственность физлицам.
На тот момент это выглядело так:
Естественно, возник вопрос: а имел ли право господин Шапран выделять землю, которая ну уж очень близко расположена к микрорайону Таврическому и, похоже, является территорией города? Ведь распоряжение коммунальной землей является исключительной компетенцией Херсонского городского совета.
За неимением проекта землеустройства об установлении границ обратимся к главному документу города – Генеральному плану.
Ярко-красная линия отображает настоящую границу Херсона согласно действующему Генеральному плану, дальше – перспективная территория для расширения границ города в будущем. То есть, из документа видно, что спорные участки, переданные в прошлом году Госгеокадастром в частную собственность под личное сельское хозяйство, городские власти рассматривали как часть Херсона и планировали разместить там приусадебную жилую застройку.
Очевидно, у Госгеокадастра были другие планы. Осталось выяснить, где же проходит граница города по его мнению.
Статья 13 Закона Украины “О Государственном земельном кадастре” обязывает этот орган включать в кадастр описание границ административно-территориальных единиц, но на Публичной кадастровой карте границы не отображены. Госгеокадастр лишь отгородил спорную территорию, включив также несколько десятков участков сельскохозяйственного назначения, выделенных в 2013 году, в отдельную кадастровую зону, находящуюся якобы за пределами населенного пункта. Видимо, именно этим и руководствовался господин Шапран, подписывая приказ.
Есть и третий вариант границы, с ним можно ознакомиться на новом геопортале “Громади“. Тут один из рассматриваемых участков (48 га) находится в городе, второй (24 га) – за его пределами. Ирония в том, что этот портал также ведет Госгеокадастр. Похоже, его сотрудники запутались в показаниях и сами не знают, где же заканчивается Херсон.
Таким образом, имеем три версии границы города и где сегодня заканчивается Херсон – неизвестно.
А КТО СТЕЙКХОЛДЕРЫ?
Ознакомиться с приказом Игоря Шапрана № 21-3546/18-17-СГ от 31 августа 2017 года, с которого, собственно, все и началось, удалось не сразу. После 3-х попыток получить через запрос необходимые документы и обращения на Правительственную горячую линию Госгеокадастр предоставил копию документа, в котором были вычеркнуты имена 36-ти людей, изначально получивших землю.
К слову, имена вычеркнуты незаконно, так как законодательство о доступе к публичной информации обязывает распорядителей раскрывать ФИО лиц, получивших в собственность государственную или коммунальную землю. По факту этого нарушения направлена жалоба омбудсмену, открыто производство, так что боротьба триває.
Когда слухи о действиях руководителя херсонского Госгеокадастра докатились до городского совета, 31 из 36 участков уже были объединены в одних руках, став собственностью некоего Головатенко Олега Алексеевича.
По инициативе депутата Игоря Грека на ноябрьской сессии 2017 года даже рассматривалось обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой разобраться в данной ситуации. И депутаты даже поддержали проект. Но среди принятых решений на сайте горисполкома его нет, видимо, “потерялось” в кабинетах.
К декабрю 2017 года все 36 участков объединили в два: 48 и 24 гектара.
Собственником “маленького” участка 1 декабря стала некая Яборова Мария Витальевна, которая 20 февраля 2018 года продала его Гринько Ольге Алексеевне. Последняя является соучредителем ООО «Энергетическая компания “Солар Капитал”», созданного 15 февраля, то есть за 5 дней до приобретения земельного участка. Конечный бенефициарный собственник Энергетической компании «Солар Капитал» – ЧП «Полиэкспо» в лице супруги главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса Ирины Барах, которое ранее уже было замечено в скандальной застройке херсонской земли.
Участок побольше – в 48 гектаров – того же 1 декабря перешел в собственность госпожи Слипаченко Снежаны Александровны.
Снежана Александровна – дочь Слипаченко Александра Витальевича, начальника Департамента обеспечения деятельности Национального банка Украины, это видно из его декларации за 2015 год. В декларации за 2016 год информации о дочери-латифундистке, конечно же, нет.
На момент написания данного материала участок продолжает меняться, в эти минуты его делят на три: 30, 13 и 5 гектаров. Уже очень скоро Публичная кадастровая карта будет выглядеть так:
Три из четырёх новосозданных земельных участка уже выкупило у своего учредителя Ольги Гринько ООО “Солар Капитал”, возможно, для использования в целях производства солнечной электроэнергии, ведь именно этот вид деятельности компании является основным. Информация о четвёртом участке на карте сейчас недоступна, как, впрочем, и архивные данные о самых первых 36-ти, хотя обычно они отображаются отдельным слоем.
Количество сделок с этой землей, объединений и разделов указывает на то, что настоящие владельцы перестраховываются на случай судебных разбирательств, удлиняя цепочку действий, которые нужно будет отменить для возврата участков.
ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ?
Вывод №1. На сегодняшний день не установлены границы Херсона. Это нужно сделать как можно скорее через разработку проекта землеустройства по установлению границ административно-территориальной единицы, ведь именно неопределенность границы стала причиной действий руководителя областного Госгеокадастра.
Вывод №2. Открытые данные – это круто, они позволяют нам обновлять актуальную информацию каждый день, именно это и требовалось в данном случае, так как фигуранты не поленились поменять владельцев, площади и конфигурацию несколько раз за последние полгода. Очень жаль, что система позволяет чиновникам херсонского Госгеокадастра скрывать информацию и манипулировать данными.
Вывод №3. Все-таки очень любопытны имена тех 36-ти альтруистов, пожертвовавших своим правом на приватизацию для накопления активов сильных мира сего. Эти имена еще предстоит раскопать, а материалы дела – отправить в правоохранительные органы.
Вывод №4. Сложно спрогнозировать, какую цель преследуют владельцы земельных участков размером в 100 средних футбольных полей. Однако не исключено, что в случае отнесения данного массива к территории города, именно эта земля согласно Генплану в будущем может стать полноценным жилым микрорайоном, а ее собственники – неприлично богатыми людьми.
Алиса Войтенко, специально для МОСТа