Подозреваемый в организации заказного убийства херсонской активистки Владислав Мангер нанял социологическую группу, которая проводит фокус-группы в Херсоне с целью замера его узнаваемости. Корреспондентам МОСТа удалось пообщаться с участниками этих фокус групп и узнать, о чем спрашивают респондентов.
Фокус-группа – представляет собой качественный метод в социологии, заключающийся в организации исследования посредством сбора группы для обсуждения поставленной задачи. Исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования.
В конце прошлой недели херсонцев приглашали на фокус-группы, которые проводили некие социологи якобы по заказу американской компании. Проводил их мужчина по имени Дмитрий, в котором собеседники МОСТа легко опознали киевлянина Дмитрия Роя. Он не раз работал в Херсоне во время выборов.
В последний раз мы видели его в Херсоне летом 2016 года, когда она помогал Юрию Одарченко выиграть внеочередные выборы на округе 183.
На фото Дмитрий разогревает толпу и Илью Киву перед выступлением Юрия Одарченко
Месяц назад в киевском кафе корреспондент МОСТа случайно столкнулся с Роем, который мило беседовал с адвокатами Мангера Дмитрием Ильченко и Андреем Мурашкиным.
И вот теперь Рой опять в Херсоне. Проводит фокус-группы, чтобы выяснить, каким образом Мангеру можно спрятаться от уголовного преступления под куполом Верховной Рады. Цинизм ситуации очевиден. Значительную часть времени фокус-группе предлагали обсудить убийство Кати Гандзюк. У херсонцев Мангер руками социолога выяснял, знают ли они о его причастности к убийству. Херсонцы в основной массе знают. Да и вся узнаваемость Мангера, судя по результатам трех групп – двух «мужских» и одной «женской» – основывается на его обвинении в заказе убийства. Никто из участников не вспомнил, что он является главой облсовета. Зато большинство мужчин знали, что он боксер и заказал убийство. Женщины не вспоминали о боксе, но знали о том, за что Мангеру вручили подозрение.
Всех участников поделили по гендерному принципу. Вопросы, которые задавали женщинам и мужчинам были разными. Например, женской группе зачем-то показывали фотографию редактора МОСТа Сергея Никитенко. Дмитрий Рой просил рассказать, кто на фото и что респонденткам известно об этом человеке. Мужчинам фото Сергея тоже показывали, но только одной группе.
Зато расспрашивали о «кепке-мангерке». Этот атрибут причастности к команде Мангера узнали только активные пользователи facebook, у которых она ассоциируется с организованной преступной группировкой больше, чем с модной деталью гардероба.
Та самая кепка на подозреваемых
Задавали участникам фокус-групп и вопрос об общественных активистах. Правда, из уст социолога Роя это звучало с негативной коннотацией, и все время сказывалось его отношение к деятельности инициативы «Хто замовив Катю Гандзюк?». Одной из групп в этот момент показывали фотографию людей с файерами, а второй – людей с плакатами. На плакатах были перечеркнутые фамилии Владислава Мангера, Андрея Гордеева и Евгения Рищука. Часть людей четко проассоциировала эти плакаты с борьбой друзей Кати Гандзюк.
Припомнили Мангеру так же уничтожение арт-хаба «Иллюзион».
Единственным позитивом, связанным с Мангером участники фокус-группы назвали хоккейный клуб «Днепр», на котором за счет бюджета пиарится Мангер, но и тут кто-то вспомнил, что в херсонском клубе из бюджета получают зарплату десяток россиян.
Кроме Мангера модератор спрашивал о восприятии участниками ряда херсонских политиков. Высокую узнаваемость продемонстрировали мэр Херсона Владимир Миколаенко и нардеп Александр Спиваковский. У последнего участники одной из групп зафиксировали высокий уровень доверия. Несколько участников «мужской» группы заявили, что на предстоящих выборах проголосуют за Александра Спиваковского.
Неутешительные новости для экс-губернатора Андрея Гордеева, его бывшего зама Евгения Рищука и депутата облсовета Андрея Путилова. Их почти не вспоминали, и почти никто не смог назвать какие-либо заслуги этих господ. Зато об обвинениях активистов в сторону Рищука и Гордеева в участии в подготовке нападения на Катю Гандзюк люди знают.
Отдельным блоком модератор предложил обсудить Павла Павлиша. Его он назвал кандидатом в депутаты от партии «Слуга народа». Но мало кто из присутствующих вообще мог сказать, что слышал хотя бы раз в жизни это имя.
Так же модератор предлагал высказаться о Василии Федине, Владимире Сальдо и Артеме Кияновском. Последний интересовал Дмитрия Роя больше всех.
Очевидно, это связано с тем, что Мангер ведет переговоры о том, чтобы баллотироваться от партии «Оппозиционный блок» по 182 округу, и для этого пытается заручиться поддержкой людей из херсонской команды Анатолия Бойко. Но так как прямо спросить у респондентов об оценке такого выдвижения модератор не мог, то спросил об отношении к Кияновскому, который на президентских выборах был доверенным лицом Бойко в 182 округе.
Остальные вопросы касались не столько персоналий, как оценки вербальных знаков и символов для избирателя, и общей оценке политической ситуации.
Очевидно, что таких фокус-групп было больше, и результатов трех из них нам достаточно, чтобы понять – Мангер продолжает мечтать о карьере парламентария и надеется, что все уже забыли, что год назад он и его криминальное окружение вынашивали план устранения с пути мешавшей их планам Кати Гандзюк. Но люди не забыли. Да и можно ли забыть ужасное убийство, совершенное с особой жестокостью и попытки уйти от ответственности любыми путями?