Херсонський майдан – явление абсолютно мирное и такое, на которое власти можно было не обращать внимания. Более того, сами представители власти, представленной тогда Партией регионов, демонизировали эту горстку людей, а отдельные личности даже призывали главу Херсонской ОГА Николая Костяка в январе и феврале 2014 года силой разогнать этих людей.
Но это тема для отдельного исследования, которое ждет своего времени. Сейчас же мы решили показать несколько фотографий из архива МОСТа, которые ранее никогда не публиковались.
В Херсоне первая протестная акция, после известия об отказе Януковичем подписывать договор об ассоциации, состоялась поздно вечером 21 ноября под забором разрушенного кинотеатра Украина. Но по причине малочисленности и отсутствия о ней информации, принято считать , что начались протестные акции 22 ноября, там же, под забором.
Собравшись на призыв в соцсетях Саши Савича, студенты и немногочисленные представители местной оппозиции решили переместить митинг на площадь Свободы.
На фото депутат горсовета Владимир Миколаенко, лидер местной «Свободы» Олег Гаврилко и «Народного руха» Павел Гавриш идут к месту, на котором на протяжении трех месяцев будут собираться люди, которые таким образом поддерживали киевский Майдан. В мае 2014 года Миколаенко выберут мэром Херсона, Олег Гаврилко и Павел Гавриш долгое время будут его советниками. Гавриш умрет в декабре 2020 года от коронавируса.
Как правило, тут собирались люди, которые в силу разных причин не могли поехать в столицу.
Поначалу, как и в Киеве, херсонский майдан был студенческо-тусовочным. Молодым людям было скучно слушать про Чорновола и сидящую в тюрьме Юлию Тимошенко. Им хотелось движа. И самым веселым развлечением стал мегофон. Когда выкрикивать лозунги надовело, студенты начали читать в него новости и твиты из Киева.
На фото – журналист МОСТа Олег Ткачук ведет первый стрим с херсонского майдана.
А в это время студент ХНТУ Андрей Наливайко читает новости в мегофон. Через два месяца Наливайко обвинят в убийстве милиционера и спасет его от пожизненного заключения Катя Гандзюк, которая уговорит Комитет спасения политзаключенных в феврале 2014 года внести его в списки политических заключенных. Татьяна Близнюк внесла его в список на амнистию уже в кабинете и.о. президента Александра Турчинова за минуту до вынесения в зал Парламента.
Через 4 гола Наливайко будет среди тех, кто в приемной Павловского подстрекал напасть на Катю, что отображено в показаниях участников той встречи.
Вместе с Наливайко в январе 2014 задержали студента Дмитрия Тонгалюка. Его не отправили в СИЗО и не вписывали в список на амнистию. И так как суда по этому делу так и не было, понять что случилось, и какова роль студентов в этом деле, невозможно до сих пор. А вот причину, по которой могли следить за студентами мы зафиксировали 1 декабря.
Тогда произошла самая радикальная акция херсонского майдана. Ночью в киеве Беркут избил студентов, а на утро собравшийся многолюдный митинг в Херсоне двинулся к офису Партии регионов, который находился в 5 минутах ходьбы от площади Свободы и устроил там акцию отмщения. Люди забросали закрытый офис яйцами, оторвали табличку, сожгли партийный флаг и обрисовали двери.
Считается, что полицейские с того дня начали следить за Наливайко и Тонгалюком. Ведь именно последний снимал флаг и сжигал его.
Это сейчас, по прошествии лет, кажется, что эта выходка – детская шалость, а тогда, по требованию заместительницы губернатора Анны Пономаренко, полиция всерьез расследовала дело о нападении на партийный офис.
Через полчаса после осквернения, полицейский фиксирует гвоздику с траурной лентой вместо партийного стяга.
Кстати, роль Пономаренко в деле погибшего полицейского до сих пор не озвучена, хотя, есть версия, что именно она, генерал милиции в отставке, и приказала «проучить» наглых майдановцев. Проучить их шли пятеро тихушников в штатском.
Но до этого было еще далеко. Власть решила показать жителям областного центра, что «кучка майдановцев» – это маргиналы, а президента поддерживают тысячи херсонцев. Для этого 6 декабря 2014 года согнали первый антимайдан.
Фото и видео с этого события в интернете достаточно. А вот момент, когда депутат горсовета от Партии регионов Людмила Ломако идет в норковой шубе выступать перед плохо одетыми чиновниками, которых после работы начальство выгнало на площадь, запечатлели, похоже, только мы.
Через неделю, 13 декабря, этих людей погрузят в поезд и отправят поддерживать Януковича на киевский антимайдан. Правда, тут им уже платили.
На фото глава Херсонской ОГА провожает опору и надежду власти на вокзале.
Таких поездок будет несколько, но уже в январе, вместо теток из Цюрупинской РГА, на антимайдан повезут так называемых «титушек». После победы майдана, будут искать, кто именно это все организовывал, но не найдя виновного, прокуроры повесят всю вину на заместителя главы Херсонской ОГА Валерия Михайлова. Он, по распределению полномочий, отвечал за координацию с силовиками. Но не отвечал за антимайдан. А прокуроры назначили виновным именно его. И это всех удовлетворит.
На фото: январь 2014. Заместитель областной полиции Олег Когляк рассматривает бюджетников в загородке из окна кабинета Валерия Михайлова
На Крещение в Киеве началась горячая фаза майдана. В ответ на принятие «диктаторских законов», активный костяк майдана вступил в бои на Грушевского. В Херсоне же майдановцы решили поехать в гости к главе городской организации Партии регионов Игорю Козакову.
На фото Игорь Козаков зовет майдановцев, которые перепутали ворота и стучались к соседям.
Эта путаница отлично продемонстрировала нелепость акции и требования к Козакову, который вышел встречать гостей в комнатных тапочках.
На роль абсолютного зла Игорь Козаков явно не подходил. В августе 2017 года Игорь Козаков стал первым замом мэра Херсона.
Митинги в загородке, куда каждый вечер сгоняли бюджетников, к средине февраля стали малолюдными. Поэтому, вместо ненадежных учителей и врачей, которым надоело бояться, в загородку стали гонять чиновников горсовета, обладминистрации и депутатов от Партии Регионов.
На фото заместитель мэра Ярошевский и депутаты от Блока Литвина Оксана Матусевич м Партии регионов Марченко.
Через полгода Ярошевский станет заместителем “министра” в непризнанной ДНР и будет работать на террористов, Марченко будет работать где-то в Укроборонпроме и его следы затеряются, а Оксана Матусевич еще дважды переизберется депутатом. В прошлом году от «Слуги народа».
20 февраля в Херсон из Киева еще вернулись херсонцы, которые принимали участие в «Мирном марше», который кроваво разогнали силовики, а полиция уже была готова. Вечером, перед очередным митингом в загородке, херсонским полицейским раздавали бронежилеты.
В это же время, на площади Свободы лидер херсонской самообороны Руслан Сторчеус надевает хоккейный шлем.
В этот день он ему не понадобился, но через несколько дней самооборона вступит в первый бой с местными ватниками и завезенными из Крыма гастролерами, а 1 и 2 марта не даст пятой колонне захватить ОГА и поднять над зданием триколор.
На Руслане трофейный легкий бронежилет. Херсонцы забрали несколько этих жилетов из палатки нардепа Путилова в Киеве. Перед очередным штурмом силовиков, жители палатки пропали, оставив свои новенькие средств защиты. Позже, уже в Херсоне, между самообороной и людьми Путилова, который стал губернатором, из-за этой истории были очень натянутые отношения.
Командир батальона «Херсон» Руслан Сторчеус погибнет 25 августа под Иловайском. Его друг и соратник по самообороне Денис Лошкарев погибнет в декабре 2018 под Марьинкой.
Пока на херсонском майдане скорбили о «Небесной сотне», херсонцы жили обычной жизнью.
Под «Приватбанком» выстроилась очередь паникеров, поверивших российскому телевидению. Там рассказали, что деньги на счетах украинцев сгорят и нужно их срочно забирать. Пройдет еще несколько месяцев, пока украинцы выработают стойкий иммунитет к российской телепропаганде.
21 февраля на херсонский майдан вышли растерянные глава Херсонской ОГА Николай Костяк и облсовета Виктор Пелих. Люди на эмоциях высказывали им все что накопилось. Николай Костяк пытался в мегафон что-то объяснять, успокаивать людей, но было видно, что он сам растерян и дезориентирован. Власть, которую еще недавно он называл «крепкой вертикалью», посыпалась и упала. А завтра упадет и памятник Ленину, на фоне которого давал последнее интервью в качестве губернатора Николай Костяк.