На минувших выходных посетил столицу нашей родины – Киев. Многие уже слышали, какой коллапс пережил этот город с пятницы по понедельник, но все же наверно и им будут интересны наблюдения человека, оказавшегося волей случая в эпицентре событий.
Пятница, 22 марта
Еще на подъезде к Киеву за окном начал мелькать мелкий снежок. Помня достаточно настойчивые рекомендации синоптиков о сложной погодной обстановке и значительном похолодании, мы с коллегами уже успели порадоваться ботинкам и шапкам, которые предусмотрительно взяли с собой. Прибыли на вокзал с небольшим опозданием, снег тем временем усиливался. Поменяв, в связи с погодными условиями, привычный трамвай на метро (от трамвая до офиса на 10 минут дольше пешего хода), мы достаточно быстро добрались до необходимого места. Уже к 12 дня (снег на тот момент шел от силы 4-5часов), ряд участников мероприятия с трудом дошли до офиса – старые улочки Лукьяновки, Подола, Центра моментально засыпало снегом. Понимая, чем могут обернуться для иногородних гостей причуды природы, организаторы сократили мероприятие до 15.00. Но ситуация в городе уже контролировалась властями слабо. Один за другим останавливались разные виды общественного транспорта – сначала обычные трамваи на Лукьяновке, Подоле, Автогенном и Старовокзальной, потом скоростные на Борщаговке и Кольцевой, затем троллейбусы, и, наконец, ближе к вечеру автобусы и маршрутки. Карта заторов на «Яндекс пробках» покраснела до предела (красным «Яндекс» обозначает предельный уровень затора).
Улицы за несколько часов стали непроходными. На Петровке, Нижнем и Верхнем Валах, Набережно-Луговой и Набережно-Крещатицкой заторы засыпало снегом. Люди бросали автомобили и шли к ближайшему метро. Автомобили перекрыли движение автобусов, которые еще как-то пытались спасти ситуацию. В результате весь выпуск 53-го автобуса, например, так и ночевал на Валах и подступах к Контрактовой площади. Еще меньше повезло водителям общественного транспорта и вагоновожатым трамваев. Они были вынуждены ночевать в общественном транспорте (как потом показала жизнь не одни сутки). Множество моих знакомых ночевали ту ночь в машинах. Особенно это касается жителей Левого Берега (Троещины и других не доступных из метро микрорайонов). Метро было не готово к такому наплыву людей. Практически на всех станциях в центре города и особенно на пересадочных узлах была серьезная давка.
Поезда на красной линии ходили медленно и покрытые слоем льда и снега (по Левому берегу линия на открытом воздухе – наземная). Жители южных районов Киева – Мышеловки, Корчеватого добирались домой 5-6 часов. Саперно-Слободская улица и проспект Науки, которые являются главными магистралями южного направления, не чистили совершенно. Застрявшие фуры за несколько часов сделали это направление не проездным. Люди, давно живущие в этих районах, добирались домой парковыми и лесными «тропками». Но и они очень быстро стали не проездными. Поезда отправлялись с опозданием от 30 минут до нескольких часов.
Были и отрадные факты. Сразу в нескольких местах видел киевлян, которые на собственных внедорожниках, раз за разом забирали людей от метро к жилым массивам. Но по сравнению с общим количеством «джипов» в столице их процент был ничтожно мал. Последним хорошим впечатлением пятницы стала победа сборной Украины по футболу над сборной Польши 3:1.
Суббота, 23 марта
С самого утра стала понятно, что на улучшение погодных условий надеяться не стоит. Снег настойчиво сыпался с неба, сугробы достигли уровня пояса. Нас, выходящих из подъезда, провожали бабушки возгласами «Дітки, куди ж ви ідете, сидіть дома». Большинство продуктовых и все промтоварные магазины в центре и на Подоле были закрыты. В те редкие продуктовые, которые работали, хлеб завозить перестали. Трамваи на Валах, Дегтяревской, Лукьяновке, Константиновской, Фрунзе, Контрактовой стояли мертвым грузом. Вагоновожатые – женщины расчищали колею перед собой в надежде на буксировку металлическими табличками «В депо». Вместе с друзьями одолжили у жильцов близлежащих домов лопаты и помогли им, сколько было времени. Правда тягач за ними, по словам очевидцев, не приехал и в воскресенье. С 13.00 началось самое интересное. Настало время проводить участников мероприятия, которые не смогли уехать в пятницу, на железнодорожный вокзал. К тому времени в городе уже объявили чрезвычайное положение, поэтому наземный общественный транспорт уже не работал официально. Вместо уменьшенных, по словам Попова, интервалов в метро нас ожидали давка. На синей линии метро время ожидания поезда составило 7 минут, на красной – почти пять. Что вылилось в настойчивый крик автоинформатора на каждой станции: «Шановні пасажири! Відпустіть будь-ласка двері!». Как выяснилось позже, спешить было некуда.
Опоздание поездов составляло от 4-х до 10-ти часов. Вокзал был забит людьми под завязку. О свободных местах в залах ожидания даже для пассажиров с детьми говорить не приходилось. При этом работников правоохранительных органов видно не было. Многие поезда, на которых коллеги должны были отправится домой, к моменту ухода согласно расписания, еще даже не прибыли в Киев. Все пути были заставлены составами, поэтому большинство поездов принимали на «Дарницу» и Киев- Московский, чем вызывали настоящую панику среди встречающих: напомню, что возле обоих вокзалов выше названных вокзалов нет метро и близко. Короткие составы принимали на пригородный вокзал, чем значительно усложнили отправление электропоездов повышенного комфорта (ЭПК). После 15.00 данные, об отправлении ЭПК вообще исчезли как с табло , так и из объявлений. А народ прибывал на вокзал. В магазинах подорожала минералка. В «кофематах» закончились вода и кофе. Люди устроили в здании вокзала грандиозный пикник, во время которого с удовольствием поглощали запасенные в дорогу куры, утки и другую снедь. В 22.00 отправился многострадальный 126-й Киев- Луганск (отправление многократно переносилось с 14.00), ближе к полуночи 121-й (отправление 19.20).
Наш родной 101-й и фирмачи типа «Лугани» отправились ближе к утру. При этом пассажиры тех же «Лугани» и «Азова» в неведении провели на вокзале более 10 часов. По моим данным практически ни один поезд в дороге опоздание не нагнал. В общем, впечатлений было достаточно.
Стас Трошин, депутат херсонского городского совета