Колонка должна была быть праздничной. День города, хоть и перенесённый для удобства празднования с июня на сентябрь, все равно остается радостным событием, ведь горожане празднуют 235-летие основания Херсона!
Но праздничную тему я не подобрал. А эту подкинул случай. Прогуливаясь недавно по Суворова, созерцал типичную картину – рабочие прокладывали очередной электрокабель к недостроенному ТРЦ Суворовский. Из канавы была извлечена брусчатка, которая многие годы лежит под землей. Ее аккуратно сложили горкой на тротуаре. Различные работы, требующие разрытия, проходят тут часто и, что странно, никто гранитную брусчатку не возвращает на место. Не вернули ее и в данном случае – через день от гранитной кучи и след простыл.
Жаль конечно, ведь с каждым таким случаем мы теряем частичку истории города и надежду на то, что в один прекрасный момент хотя бы фрагмент пешеходной улицы Суворова застелят той еще, старинной брусчаткой.
А ведь история появления этих каменных свидетелей эпохи по-своему интересна.
Начну сразу с мифов. Многие годы в публикациях и рассказах экскурсоводов мы слышали историю о том, что брусчатку завозили в Херсон первые заморские купцы в виде балласта для кораблей. Появление мифа скорей всего связано с реально существующим решением властей соседней Одессы: «предложение торгующим при Одесском порте купцам и шкиперам привозить на судах вместо балласта камень, годный для мощения мостовых. А также, чтобы каждая персона, въезжающая в Одессу, имела при себе гранитных булыжников весом в пуд». Автору пока не известно о существовании подобного документа, изданного в Херсоне, да и мостить херсонские улицы начали поначалу не гранитом, а местным камнем – ракушечником, песчаником и известняком. Если верить уникальному труду Д.Н. Горловского «Итоги двадцатипятилетия Херсонского городского самоуправления», изданному в 1896 году, не существует ни одного документа о замощении Херсонских улиц в период от основания города до 1820 года.
Выходит, что завоз гранита из Марселя не более чем красивая легенда, которая подкрепилась находками кирпичей с клеймом London и французской черепицы, использанной при постройке херсонской крепости.
В 1820-х годах начинается постепенное замощение улиц местным камнем. Известно, что уже в средине 1830-х при обустройстве набережной были замощены: небольшая часть Ришельевской, Потемкинской и Воронцовской. Чуть позже кое-как замостили кусок Суворовской в районе современного магазина Парус. Все остальные улицы продолжали утопать в грязи.
Сам Херсон в этот период представлял жалкое зрелище. Задуманный Екатериной II как первый на юге Империи (и определенное время остававшийся им) город-форпост, расположенный в устье Днепра и совсем недалеко от Черного моря, Херсон, спустя менее чем полвека с начала своего возникновения, мог выродиться в захолустный городишко. Этой тенденции в большой мере способствовало бурное развитие города-порта на Черном море Одессы и экономический рост города-порта в устье реки Южный Буг Николаева. По мнению историка Чиркова, которому мы обязаны сохранением памяти об этом непростом для Херсона периоде, «только вследствие неусыпной заботливости герцога Ришелье, который ходатайствовал о выдаче части откупной суммы для поддержки города, а также о перенесении присутственных мест и учреждений гимназии, Херсон избежал участи сделаться незначительным городком».
Типичная картина. Местные красавицы в белых нарядах бредут по грязи
Положение усугубляло и перенесение в соседний Николаев главного Управления Черноморского флота, произошедшее еще в 1795 году. Соответственно из города стали уезжать мастеровые и служащие, а также те, кто создавал херсонскую верфь. Процесс ускорился после 1827 года, когда было решено одно из двух имевшихся на юге России Адмиралтейств – Херсонское – закрыть, а второе – Николаевское – развивать. К тому же, в 1835 году прекратила свое существование и Херсонская Крепость.
Население в то время сократилось почти в два раза. Фактически, до 1840 года Херсон окончательно потерял свое первоначальное значение военного города «и принял вид, общий всем губернским городам России».
Скупые сведения о появлении, развитии и состоянии херсонских улиц (вплоть до конца 1850-х годов) свидетельствуют прежде всего о том, как трудно они образовывались и какое мизерное значение придавалось им в на ладан дышащем (в экономическом смысле) городе. В этом контексте может показаться странным появление в 1835 году на территории огромного пустыря в центре города памятника основателю Херсона князю Григорию Потемкину, средства на который собирали, что называется, всем миром.
Да и стоял Потемкин долгое время на этом пустыре посреди грязных луж и бурьяна. После Крымской войны постепенно в город возвращалась жизнь, началось строительство новых зданий.
Но рядом с этой деятельностью в постройках, более чем когда-либо, обращали на себя внимание грязь и нечистота его улиц, площадей и даже мест, предназначенных для публичных гуляний. Улицы даже в центральной части города не были вымощены, зато были изрыты ямами и в ненастное время непроходимы. Даже улицы, ведущие к пристаням, по которым двигался гужевой транспорт, были неудобны для проезда.
«Город освещался весьма плохо сальными свечами, и вообще грязная наружность улиц и площадей Херсона составляла резкий контраст с красивыми домами, которыми он обстраивался. В таком положении был Херсон до конца 1861 года», – писал Чирков.
В бытность губернатора Клушина, проявляющего особую заботу о благоустройстве города, мощение мостовых было усилено, но качество работ было весьма низким, по причине все того же некачественного камня.
На открытке 1910 года виден процесс замощения современного проспекта Ушакова
«Дорога, идущая вдоль реки у набережной, представляла в прежнее время невысыхаемое болото; для устройства здесь шоссе, по расчетам Городской Думы, требовалось расхода не менее 4 тысяч рублей, а между тем, дорога эта шоссирована и сделана удобною для проезда во всякое время года также без всяких расходов со стороны города, как и все работы, уже описанные нами; для этого пользовались трудом здешней Арестантской роты и арестантов острога – мысль, вполне заслуживающая подражания, тем более, что содержание тюрем обходится городам нашим вообще недешево, а заключенные в них преступники проживают там многие годы за счет общества без всякой для него пользы, предаваясь праздности и лени», – писал в своем очерке Чирков.
Использование на благо города бесплатного труда арестантов не являлось изобретением херсонских властей. Просто они применили труд осужденных едва ли не впервые за все время существования города. По крайней мере, ни в одном из более ранних очерков по истории Херсона об этом не упоминается.
И только в 1885 году городскими властями было принято решение использовать для замощения улиц дорогостоящий гранит. К 1886 году была полностью готова первая улица покрытая брусчаткой – Воронцовская (ныне Коммунаров), которая вела в порт и была своеобразной визитной карточкой города.
К началу ХХ века гранитные мостовые покрыли все центральные улицы города. На эти работы из бюджета города было затрачено 396 тысяч рублей, при том, что дом на Военном форштадте в это время стоил около 40 рублей. Не смотря на внушительную сумму, осетинский поэт Коста Хетагуров, который отбывал ссылку в нашем городе, считал его малопривлекательным и критически оценил качество замощения улиц.
«Ходить погулять совершенно некуда. Тротуары городские вымощены такими острыми камнями, что кажется вот-вот продырявишь подошву. За город далеко, да и окрестности все голая степь. По Днепру неприятно, берега заняты всякой посудой… Шум, свист, крик, стук, ругань, пыль, вонь – одна мука!», – писал он 15 июня 1899 года в письме своему адресату.
Повидала эта брусчатка многое. По ней гуляли гимназисты, скакали извозчики на брычках и городовые верхом. По ней шли первые политические демонстрации, революционеры всех мастей и калибров. В автомобиле по ней ехал царь Николай ІІ, позже скакали удальцы из отрядов Григорьева, интервенты и армии всех цветов. Наконец по ней много лет ходили демонстрации местного пролетариата, позже бойцы вермахта и Красной армии проливали на нее кровь.
После Второй мировой войны популярность получил асфальт и постепенно не очень удобную брусчатку заменили. На Суворова уложили большие бетонные плиты, на которых при проезде на коляске у детей зубы стучали как кастаньеты, а у модниц ломались каблуки.
Уже в годы независимости улицу Суворова начали укладывать современной бетонной плиткой, закончив эту работу в текущем году. Осталось лишь несколько мест в Херсоне, где еще можно пройтись по настоящей гранитной брусчатке: на корабельной площади и по улице Доры Любарской, в районе гимназии №20.
Начало ХХ века
Сегодня
Спешите пройтись по этим камням, возможно, скоро и эти места покроют слоем асфальта.
P.S. Совершенно случайно удалось найти часть пропавшей брусчатки. В квартале от улицы Суворова перед входом в модный бутик предприимчивые бизнесмены уложили гранитную брусчатку, тем самым, наверное, посчитав, что добавили шика своему магазину…