Сейчас ко мне в комментарии и в личку в соцсетях постоянно приходят некие люди, которые мне хотят рассказать о том, как должен работать депутат.
Ну вот они часто знают, что депутатам нужно иметь управленческие качества, но при этом они не в курсе, что депутаты местных советов не получают зарплату. Я с такими под настроение спорю, а чаще просто отправляю в бан. Моя же вина в том, что со мной можно вот так открыто пообщаться, а к остальным ходите на прием в приемные дни, пожалуйста.
Если б депутат местного совета должен был обладать какими-то управленческими качествами или иметь другие особые знания, это было бы прописано в законе о выборах. Баллотироваться разрешали бы только специалистам в какой-то сфере с опытом руководящей работы, профильным образованием или какой-то другой важной особенностью. Но стать депутатом сегодня может любой. Вернее, не любой может стать, но баллотироваться может всякий. Это значит, что для этих людей в политической и управленческой системе существует какя-то другая роль, о которой многие не догадываются.
Эта роль прописана в законе и заключается она в элементарном с одной стороны, но размытом с другой, утверждении: депутат должен представлять интересы своего избирателя. К сожелению, механизма, согласно которому депутат должен узнать эти интересы, по факту нет. Якобы он записан в предвыборной программе, но никто никогда их не читает и точно не потребует исполнения, не обманывайте себя. Потому сказать, что сейчас хочет твой избиратель, не может точно ни один депутат. Можно, конечно, декларировать приверженность какой-либо идеологии и все решения принимать исходя из ее принципов, но к этом мы в Украине очень нескоро дойдем.
Именно умение чувствовать, что ты должен делать, чтоб у человека, проголосовавшего за тебя, не возникало горького сожаления о содеянном, и называется природными способностями к занятию политической деятельностью.
Что сегодня представляет собой Херсонский городской совет? На 10% это депутаты, которые пришли понта ради. Ну там бухаешь ты с друзьями и они гордятся – они пьют с депутатом. Еще 10% – это бизнесмены. Ну так они себе решили, что если будут депутатами, то жизнь и бизнес станут легче. Большой не факт. Вот есть депутат Карунос Сергей, чьи неудачи в бизнесе аккуратно совпадают с началом политического пути. 10% – это совершенно мерзкая категория невалидных на рынке труда особей, которые голосуют против всего, пока им не предложат должность в обмен на голос «за». Зарабатывать пенсию госслужащего, поливая фиалки и играя в косынку – вот их мечта. Остальные 70% – это депутаты про ларьки. Сколько у кого ларьков, кто получил ларьки, кто получит, кому нужно было бы получить ларьки, у кого больше всех ларьков, кто не смог построить ларек, кто построит в ближайшее время. Ларьки, понимаете? У них не обязательно бизнес связан с ларьками, но ларьки – это предел их мировоззрения.
Я депутат не впервые. В 21 год я стала самым молодым депутатом Херсонского областного совета за всю его историю. Это бессмысленные годы, проведенные в нудных заседаниях, обсуждениях и решениях, от которых никому не было легче. Никакие проблемы области тогда не удалось решить. Смешно, что уже которая каденция не может. Геморроем на теле Херсонщины и дальше существует совхоз «Янтарный», убитый аэропорт, из которого летает три самолета в год, кинотеатр «Украина» так и не стал лидером киновидеопроката, а «Херсоноблфармацея» до сих пор убыточная черная бюджетная дыра, постоянно требующая каких-то вложений. И в горсовете я вижу то же самое. Важные вопросы не получают решения годами.
В отличии от многих своих коллег депутатов, особенно молодых, я не считаю депутатство ни достижением, ни благом. Это какая-то чушь, которая занимает твое рабочее время, требует от тебя участия в каких-то интригах, в конце которых все равно оказываются чьи-то ларьки, чей-то бизнес, чья-то должность или чье-то ЧСВ. Ты вроде как вынужден терпеть несущих чушь собеседников без права послать их подальше, хоть это правило я игнорирую, каюсь.
Ну короче все очень плохо, если бы не избиратель.
У меня есть четкая уверенность, что сегодня мой избиратель хочет, чтоб я объяснила всем, в каких помоях мы погрязли. Не все, кроме меня ведь я в белом пальто стою красивая, а все мы. Это важно. Что управленцы не управляют, политики не занимаются политикой, а вся система функционирует по инерции. Мой избиратель ждет, что кто-то наконец начнет честно и открыто называть мерзавцев мерзавцами, жуликов – жуликами, лжецов – лжецами, а коммунистов – врагами Украины. И сколько бы не призывали меня к порядку коллеги по залу, сколько бы не просили меня о корректности соратники, союзники и друзья по фракции, я буду это делать. Я буду называть вещи своими именами. Если мои суждения ошибочны, то оценку им будет давать все тот же избиратель на следующих выборах, если у меня хватит моральных сил заставить себя еще раз баллотироваться в любой совет. Да, мнение высказываю субъективное, но я внутренне чувствую в себе силы говорить именно так. Я всю жизнь живу честно, ничего не украла ни у государства, ни у людей, не получала служебных квартир, никуда не назначаюсь, даже не планирую и, что странно, не хочу ларек.
Сейчас мы живем в такое прекрасное время и находимся в такой ситуации, когда у каждого, кто этого хочет, есть шанс делать историю. Своими руками, по своему видению. Сейчас буквально любой может сам себе создать трибуну и вещать с нее все, что ему кажется важным. Мы можем менять страну, свергать правителей, уничтожать партии и строить новое государство. На каждом уровне. В селе, в городе, в области ты можешь сделать что-то, после чего твоим именем назовут улицы, или же обменять это на ларёк.
Я не хочу играть в эту игру и не буду. Сейчас для депутата есть два важных качества: не врать и не воровать. На первый взгляд ничего специфического, но многие, как оказалось, не справляются. Особенно с частью про «не врать».
Если есть любые вопросы о деятельности депутатов Херсонского городского совета или том, чем же я все-таки в роли депутата занимаюсь, то задавайте тут.
Катерина Гандзюк,
депутат Херсонского городского совета,
которая этого стыдится